Прочитала очередную статью-реквием по вкусной и здоровой пище из магазинов. Вот фрагмент:
"Голодать никто не будет — к нам пойдут красивые упаковки китайского мяса, которое даже очень непривередливому покупателю покажется куском резины или пластилином. Все поймут, что это не мясо, но будут посыпать его специями и есть. А потом начнут умирать. Потом будут удивляться, что у детей еще в садике начнут проявляться все возможные и невозможные заболевания. Будут удивляться росту количества мальчиков нетрадиционной ориентации".
Не правда ли, мимо таких перспектив не пройдешь?
Поэтому возник этот комментарий:
Что ест человек? (о пище телесной и духовной и фишке жизни на земле)
«Человек есть то, что он ест», - эти слова принадлежат немецкому философу Людвигу Фейербаху, содержатся они в его рецензии на книгу своего современника Я. Молешотта «Популярное учение о питательных продуктах».
Конечно, философ не употребил эти слова буквально, но в значительной степени жизнь человека зависит от его пищи, ее качества и количества. Ни один врач не станет этого отрицать, и даже любой здравомыслящий человек без медицинского образования.
Но все больше появляется печатных материалов и коротких новостей о пище, не просто малополезной, а наносящей серьезный ущерб здоровью, содержащей ГМО и усилители вкуса, стимуляторы аппетита, пищевые красители и всякого рода суррогаты. И начинаешь понимать (все, что пишу, полностью отношу к себе), что с начала девяностых абсолютное большинство населения нашей страны было захвачено врасплох внезапно возникшим изобилием вкусненьких деликатесов и коктейлей в красивых баночках, аппетитного фастфуда в приветливых Макдональдсах и иже с ними, изящно упакованных и практически не портящихся кексиков и рулетиков… Хватит и этого. Мы привыкли ублажать себя этими маленькими гастрономическими чудесами, а теперь узнаем, что все это ужасно вредно, особенно нашим детям, которым мы не успели помешать привыкнуть к ним, да что там помешали – нам это было как нельзя более удобно – собираясь в гости к подруге, прихватить для ее ребенка пару ярких пакетиков из ближайшего «комка».
И еще почти с ужасом узнаем, что даже наша, отстающая от западной на один-два порядка по уровню технологий, пищевая промышленность уже дозрела до извлекания прибылей прямо из нашего кошелька и здоровья.
Даже опытный фермер http://artyushenkooleg.livejournal.com/1229122.html не пытается настроить нас на оптимистичный лад. Но мы должны понимать, что он имеет ввиду возможности немногочисленных подобных ему производителей. А я хочу исследовать еще некоторые факты и аргументы в пользу более оптимистичного взгляда на возможности нашей жизни и питания.
В нашей стране есть немало своих специфических фишек: русские балерины и лесные медведи, почти неотличимые от них бородатые мужики с вилами и КВН, а также – специфическая, промежуточная между городской и деревенской, дачная субкультура. Волна повального увлечения дачами захватила страну еще в период хрущевской оттепели, т.к. несмотря на обширную программу освоения целины в стране оставались трудности снабжения продуктами. С тех пор наши рынки, рыночки и просто пятачки возле внутриквартальных магазинов не пустуют, там сидят бабушки и более молодые, сменяющие их тетки со своими альтернативными продуктами питания. На крупных рынках есть возможность купить самые разнообразные продукты от самого производителя или посредника. Конечно, и тут уже появились лазейки для злоупотреблений – ходят слухи о каких-то сильных уколах от сельского ветеринара, чтобы свинья мигом набирала вес, и это не на фермах, а в индивидуальных хозяйствах стало возможно. И поди знай, кто честно вырастил скотину, а кто на ветеринарских «дрожжах»…
И все же надо понимать такую сельскохозяйственную специфику нашей страны и ценить ее, ведь во многих странах запада ведение собственного хозяйства и производство продуктов питания это прерогатива фермеров, прочим гражданам недоступная.
В общем, те наши старые, а особенно, новые, знакомые, кто серьезно отнесся к вопросам пропитания своего подрастающего поколения, заодно пытаясь по возможности уберечь их от вредоносной пищи духовной, избрали деревню в качестве ПМЖ. И ваша покорная слуга уже восьмой год является дачницей в одной из обычных деревень, в которых теперь обязательно найдется такая крайняя улочка, в которой, по отзывам местного населения, проживают дачники и сектанты. Сектантами называют всех подряд, кто не ходит в местную православную церковь. И то сказать, каких только мировоззрений здесь не встретишь – и философия Рерихов и культ Анастасии – звенящих кедров, а есть и новые язычники славянского толка. Вы бы слышали спонтанно возникший диспут детворы младшего школьного возраста о своей вере – в крохотной компании из трех человек один мальчик оказался православным, второй – славянином-язычником, а девочка, подумав, твердо заявила, что верит в богиню Анастасию. Некоторое время они все раздумывали, что им делать дальше, и спор затух, а дети побежали играть. Нелегко им строить свои отношения в условиях полноценной деревенской пищи с огородов, от своих кур, коз и коровушек и столь разных родительских убеждений в правильных истоках своей духовности. Это к тому, что нет и не может быть никакой деревенской идиллии и панацеи от всех социальных проблем. Можно только сказать, что сейчас налицо первая, сырая ступень формирования нового пласта деревенского этноса – экопереселенцев, общая для которых движущая сила – страх перед городской цивилизацией с ее опасной для здоровья пищей, доступными и разрушительными для души развлечениями, потребность в неторопливой чистой жизни, а уж духовный поиск заводит людей один бог знает куда.
При всем вышеуказанном разнообразии есть в такой жизни одно непременное условие, я бы сказала, правило всех «ковчегов»: всякой твари должно быть по паре. Не выжить в деревне одиночке женщине, да еще с маленькими детьми. Мужчина одинокий может, а женщина – лишь в порядке исключения. Нужна крепкая семья, чтобы сформировать уклад всей жизни, от обработки земли и постройки дома и помещений для скота, до гармоничного воспитания детей.
Мало того, для того, чтобы ковчег выплыл, пар должно быть немало, в статьях по выживанию упоминается община до 100 человек вместе с чадами и домочадцами. А для этого необходимо умение договариваться между собой, разумно решать спорные вопросы, хорошо бы и единую веру как стержень духовной жизни общины, но пока это лишь возможная и отдаленная перспектива.
Значимый для меня вывод из всех этих аргументов и фактов – если хочешь здорового питания и чистой жизни, надо строить и обустраивать свою семью, беречь ее и развивать отношения, ведь древнерусское «стерпится – слюбится!» вовсе не относится к браку по расчету. Любая влюбленность очень скоро проходит, а любовь неотделима от терпения, послушания друг другу, согласия, умения беречь и жалеть. Можно, конечно, на честно заработанные деньги попытаться накупить экологически чистых продуктов на всю семью. Но их, пишут, не хватает даже на обладателей бешеных денег. Вот так у нас в деревне и продолжают свой огородик и скотинку держать – для себя. И держаться семьей. И эта российская фишка, очень надеюсь, неистребима.
(с) Елена Прудиус, 2014.