Ваш комментарий ВКонтакте |
|
Последние темы | » С наступающим Новым Годом!Вс Дек 31, 2017 8:46 am автор Admin» Кэрол Двек — о том, как похвала влияет на дальнейшее обучение ребёнка Вс Дек 31, 2017 5:58 am автор Admin» Современная молодежь – самое правильное из всех поколений, какие только можно себе представитьСб Дек 30, 2017 8:48 am автор Admin» Ролик о самоопределении подростков, стадности и индивидуальностиСб Дек 23, 2017 4:57 am автор Admin» В России открылась горячая линия для уставших мам Вт Дек 12, 2017 3:53 am автор Admin» Дети, которые изменили мирВт Дек 12, 2017 3:51 am автор Admin» Глава МЧС наградил детей, спасших людей в экстремальных ситуацияхВт Дек 12, 2017 3:34 am автор Admin» Снова на повестке дня детские конкурсы красотыВс Дек 10, 2017 7:44 am автор Admin» Это нужно знать каждому - об использовании подростков наркомафиейВс Дек 10, 2017 7:43 am автор Admin» Как вовремя заметить депрессию подростка Пн Дек 04, 2017 6:54 am автор Admin» Мама, а кто тебе больше важен – отличник, или такой, как я? Пн Ноя 27, 2017 6:33 am автор Admin» Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитиемВс Ноя 26, 2017 7:34 am автор Admin |
Окна сайта | О проекте - Все о детях плюс детская психология
У автора - авторские статьи, заметки, комментарии, рецензии и репортажи о детях и детстве
У автора - вещие сказки, сказочные вещи, сказочные уроки и сказкотерапия
У автора - игры и игровая терапия
Консультация детского психолога в Тольятти
Мир изнутри - глазами детей и подростков
Сопровождение роста и развития ребенка
Здоровье и профилактика его нарушений
Детская безопасность
Витамины детского развития – сказки, игры, творчество
Материал для развивающих занятий
Проблемы, семейные и детские, их решение, психология семейной жизни
Подростки и их родители
Культура в жизни семьи и ребенка
Дошкольные учреждения и ребенок
Школа и наши дети
Ребенок с особыми нуждами, его развитие
События в тольяттинском центре иппотерапии Живой мир
Детским психологам Тольятти
Православная психология семье и детям
|
Поддержка проекта | 410011997758485 - номер Яндекс-кошелька, карта "Маэстро" СБ России - 63900254 9005918833
|
| | Радость детского труда | |
| | Автор | Сообщение |
---|
Елена Прудиус
Сообщения : 1080 Дата регистрации : 2011-11-15 Откуда : Тольятти
| Тема: Радость детского труда Пт Мар 06, 2015 6:29 am | |
| Недавно в Совете Федерации обсуждали вопросы семьи и детства. Затронули важнейший вопрос, который, к сожалению, давно уже не обсуждался. А именно: что происходит с трудовым воспитанием детей и подростков?
Прямо скажем, ничего хорошего не происходит. Тема как таковая отсутствует в актуальной повестке дня. В наше время считается, что дети не должны заниматься физическим трудом - ни дома, ни в школе.
На мой взгляд, это глубоко ошибочный подход. Корни этого явления очевидны: реформа системы образования в 90-х годах стремилась избавиться от всех призраков прошлого. Трудовое воспитание ассоциировалось с заблуждениями советской эпохи. Поэтому и его "сбросили с парохода современности".
Между тем, воспоминания об этом элементе советского детства у многих людей исключительно положительные. Мои близкие родственники - муж и жена, которые познакомились еще детьми, в летнем трудовом лагере. Недавно отпраздновали тридцать пять лет совместной жизни.
Одна моя тетя рассказывала, как она приехала к дочке в лагерь на выходные. Девочка показала ей руки в мозолях. Тетя разволновалась, схватила ребенка в охапку и потребовала, чтобы муж немедленно отвез их назад, в город. Дяде пришлось приложить немало усилий, чтобы девочка осталась в лагере. И как оказалось, не зря: польза от трудового воспитания была ощутимой. Как минимум, дочка перестала разбрасывать вещи по дому и начала ценить организованный подход в быту.
В том лагере была железная дисциплина, существовала система бригад и подрядов. А в конце детей ждало вознаграждение: на деньги, которые они получили за работу, школа купила автобус.
Так почему бы не возродить такую практику в современной системе образования? Во многих странах есть нечто подобное. И даже отпрыски королевских особ нередко проводят каникулы, работая на ферме, например. В США или Японии старшеклассник на подработке в свободное от занятий время - дело обычное.
У меня тоже был опыт самостоятельного заработка в юные годы. Тогда я собирала лекарственные травы и получала за это небольшое вознаграждение. Удовольствие было двоякое: во-первых, я чувствовала, что делаю важное дело - помогаю больным людям; во-вторых, у меня появлялись собственные средства на карманные расходы. Впоследствии я проводила опрос у себя в фирме: когда сотрудники заработали свои первые деньги? Оказалось, что все успешные менеджеры получили опыт первого заработка в юном возрасте.
Казалось бы, какой родитель не желает, чтобы его ребенок добился успеха? И вместе с тем, мы стараемся оградить своих детей от физического труда. Нам кажется, что это нечто обременительное и утомительное, более того - даже вредное для подростка. И волей-неволей мы транслируем своему ребенку подобное отношение. Дети растут с осознанием того, что труд не может приносить радость. А потом, уже во взрослом возрасте, они мучаются на нелюбимой работе, но им даже в голову не приходит что-то изменить. Ведь любая трудовая деятельность воспринимается как утомительная повинность, которую человек вынужден терпеть ради пропитания. С такой психологией будет сложно добиться успеха в профессии, да и в жизни тоже.
Строго говоря, это касается не только физических занятий. Современная школа в принципе стремится минимизировать усилия ученика. Дети редко учат наизусть стихи и почти вовсе перестали учить прозу. Действительно, процесс "зубрежки" довольно утомителен - однако результат того стоит. Школьник не только тренирует память, но и дисциплинируется, приучается делать усилие, работать над собой. Навык этот полезен и во взрослой жизни - ведь всякая, даже самая интересная работа подчас требует каких-то рутинных действий.
Виной всему - родительская гиперопека. Мы живем в эпоху, когда внешний мир ассоциируется с угрозами, от которых нужно непременно защитить нашего ребенка. Мы внушаем ему: опасно ходить по улицам без родителей; опасно оставаться дома одному. Мы сами боимся и передаем это ощущение своим детям.
Однако это не только вопрос безопасности. Нередко бывает так, что нам проще самим сделать что-то за своего ребенка. Ведь мы постоянно спешим и поэтому вечно торопим своих детей: быстрее делай уроки, быстрее собирайся, быстрее одевайся... Отец не хочет ждать, пока сын решит задачку по математике, и сам подсказывает ему ответ; мать не хочет ждать, пока дочка соберет одежду, и сама начинает ее одевать. Таким образом, дети утрачивают самостоятельность даже в самых элементарных вещах.
Другая моя тетя рассказывала, как во время войны ухаживала за маленьким братом и сестрой. Сидела с ними дома, следила за ними, готовила им еду. Тете тогда было пять лет, брату и сестре - по три года...
И не удивительно, что у этой моей тети выработался правильный подход к трудовому воспитанию. Помню, как она организовала для детей целую биржу труда в игровой форме. Я работала "дворником" - подметала подъезд; брат работал "почтальоном" - бегал с мелкими поручениями. А потом в импровизированной "кассе" появлялось "окошечко" для выдачи денег. Мы с братом получали "зарплату" и даже расписывались в "ведомости". Со временем к нам присоединились и другие ребята. Они приносили справки от родителей, что выполнили какую-то работу по дому и получали деньги на карманные расходы в том же "окошечке".
Помню, что нам было весело и интересно. Помню невероятную радость от труда и вознаграждения.
Так почему же мы лишаем этой радости наших детей сегодня?
Алина Радченко http://snob.ru/profile/27516/blog/88336 | |
| | | | Радость детского труда | |
|
Похожие темы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |