ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ,
ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Вырыпаева В.Д.
Педагог-психолог
Государственное бюджетное учреждение Самарской области «Тольяттинский центр диагностики и консультирования»
За последнее десятилетие, количество детей с ограниченными возможностями, в городе Тольятти возросло. Сопровождение семей воспитывающих детей с ОВЗ – это одна из острых социальных, психологических и педагогических проблем. Решение этой проблемы, является приоритетным направлением работы ГБУ «Тольяттинского центра диагностики и консультирования». Современная действительность ставит перед Центром следующую задачу: содействовать психическому и личностному развитию детей с учетом их собственных возможностей и потребностей, а также психологическую поддержку членам их семей.
Под психологическим сопровождением подразумевается комплексная профессиональная деятельность следующих специалистов: педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, социальных педагогов, куда включены психолого-педагогические компоненты, направленные на создание специальных условий для развития и коррекции ребенка.
Важнейшим условием эффективности нашей работы является наличие грамотного подхода в системе психолого-педагогического сопровождения, включающего в себя периодическое наблюдение за ребенком, выявление проблем, составление индивидуальных программ развития и последующей коррекции неорганизованных детей с ОВЗ, а также работу с их семьями.
В рамках данного направления работы Центра, основными задачами перед педагогом-психологом являются, изучение личностных и познавательных особенностей детей с ограниченными возможностями, психологическое сопровождение их семей, анализ психодиагностического материала с целью выявления эмоциональных, поведенческих, личностных и других нарушений. При выборе психодиагностического инструментария педагог-психолог опирается на следующие факторы:
1. Построение гипотезы психологического обследования на основе целостного представления о ребенке, с привлечением знаний различных отраслей психологии, в том числе специальной (коррекционной педагогики).
2. Построение процедуры обследования в соответствии с актуальным возрастом, особенностями поведения ребенка, а также с учетом взаимодействия в диаде взрослый – ребенок.
Следующий шаг в деятельности педагога-психолога, это коррекционно-развивающая работа с детьми. Работу по коррекции и развитию в нашем центре мы строим совместно с педагогами и медиками, учитывая уровень актуального развития ребенка. Подход осуществляем комплексно.
Свою работу по психологической коррекции психолог строит в соответствии с поставленными задачами: формирование продуктивных видов взаимодействия ребенка с окружающими, формирование и стимуляция интеллектуальных процессов, развитие и совершенствование эмоционально-волевой саморегуляции, помощь ребенку или подростку в разрешении психотравмирующих ситуаций и тд.
При психодиагностической, коррекционно-развивающей и консультативной деятельности педагог-психолог, придерживается следующих принципов:
1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи, обеспечение комфортных, безопасных условий.
2. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с дефектологом, социальным педагогом, логопедом и родителями детей с ОВЗ.
Важным звеном в психологическом сопровождение детей с ограниченными особенностями здоровья, является психологическая поддержка членов их семей. Основная цель психологической поддержки – это повышение сензитивности родителей к проблемам детей, снижение эмоционального дискомфорта у родителей, формирование у них адекватных представлений о потенциальных возможностях детей с ОВЗ, оптимизация их педагогического потенциала.