Доклад на тему : «Дети с ЗПР. Особенности развития. Специфика организации преемственности ДОУ комбинированного вида с семьями».
Дедова И.А.
В последние годы отмечается тревожная тенденция резкого увеличения числа детей с задержкой психического развития. Возрастают факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощённая наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, профессиональные вредности у родителей до рождения ребёнка, курение матери во время беременности, алкоголизм и наркомания родителей, неполная семья, снижение уровня материального обеспечения семьи, ее психологического благополучия.
Понятие«ЗПР»–употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимися в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, несформированности психических функций, слабость произвольной регуляции поведения .
Задержка психического развития — это пограничное состояние между нормой и патологией. Те умения и навыки, которые обычный ребенок осваивает с легкостью и вовремя, у детей с ЗПР формируются со значительным опозданием. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребёнок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, тревожен, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Все это характеризует синдром СДВГ (синдром дефи¬цита внимания с гиперактивностью), свойственный всем детям с ЗПР
Выделяют несколько групп детей в зависимости от их психических особенностей и поведения – уравновешенные, заторможенные и возбудимые.
Уравновешенные - дети, поведение которых относительно спокойно и уравновешенно. Они достаточно активны, у них не обнаруживается больших отклонений в эмоционально-волевой сфере, в поведении..В процессе воспитания данной группы детей наиболее эффективны такие методы воздействия, как убеждение, беседы, порицание. Они прислушиваются к замечаниям педагога и стараются исправиться. На замечания реагируют спокойно, могут признать свою вину, хотя и не всегда сразу. В затруднительных ситуациях сами просят помощи.
Заторможенные дети обычно вялы, инертны, не общительны, безынициативны, не уверены в себе, не исполнительны. Среди этих детей встречаются эмоционально обделённые, равнодушные к окружающему миру; они слабо реагируют на замечания педагога, товарищей. Не хотят принимать участие в общественных делах, но от выполнения задания, как правило, не отказываются.Часть детей отличается неадекватными эмоциональными реакциями. Они обидчивы, плачут по малейшему поводу, болезненно переживают свои неудачи, уединяются, замыкаются в себе. В работе с ними педагогу необходимо развивать потребность в общении, помочь преодолеть безразличное отношение к окружающим, развить интерес к поручаемым заданиям, воспитывать адекватные эмоциональные реакции, уверенность в своих силах. Эти дети постоянно нуждаются в дополнительной стимуляции: обращениях к ним, индивидуальных заданиях, связанных с необходимостью обращаться к сверстникам, вовлечении в игры, постоянном одобрении и эмоциональной оценке их успехов.
Третью группу составляют легковозбудимые дети. В их поведении преобладают стойкая (повышенная) аффективная возбудимость, расторможенность, пси¬хическая неустойчивость.Для них характерно преобладание таких психических состояний, как импульсивность, бурные реакции (слезы, гневливость, ярость, резкие движения), склонность к агрессии (физическая и словесная), конфликтность, драчливость, грубая реакция протеста, отказ от контакта с педагогом. Основные мотивы поведенческих реакций у этих детей – получение удовольствия , подражание, неспособность противостоять внешнему влиянию: они легко и бездумно поддаются любому совету, примеру, образцу, призыву; быстро оказываются в подчинении у лидеров; отличаются повышенной энергетикой; физически неутомимы, двигательно активны, назойливы и болтливы. Их поведение характеризуется также повышенной зависимостью от сиюминутного настроения, как правило, неустойчивого. Они некритичны к своим поступкам, не могут сопротивляться вредному влиянию в силу несформированного самосознания.
Дети с ЗПР особенно зависимы от неблагоприятных внешних факторов: асоциальная среда, условия безнадзорности, ослабленное воспитательное поведение, а никем не контролируемые и не подавляемые импульсы закрепляются как привычная форма поведения.
Прогноз развития зависит от внешних обстоятельств воспитания: от степени массирования воспитательных воздействий, от характера социальной сферы, в которой живет ребёнок.
Это как бы служит подтверждением высказанной Л.С. Выготским мысли о том, что «решает судьбу личности в последнем счете не дефект сам по себе, а его социальные последствия, его социально-психическая реализация».
Основное влияние на формирование полноценной личности ребёнка оказывает семья, и очень многое зависит от правильного родительского поведения, особенно в семьях, имеющих детей с ЗПР.
Родители детей с ЗПР как правило испытывают такие негативные эмоции, связанные с выполнением родительской роли. как разочарование, страх, раздражение по отношению к ребёнку Они отличаются сниженным фоном настроения, пессимистическим восприятием своей жизни. Наиболее типичными их реакциями являются контроль, игнорирование, наказание. Отмечается меньшая вербальная активность по сравнению с членами семей с нормально развивающимися детьми. Кроме того, они менее склонны к партнёрским отношениям с ребёнком, а занимают доминирующую, чаще авторитарную позицию.
Таким образом, целью работы с родителями является нивелирование негативного эмоционального опыта матери, связанного с рождением проблемного ребёнка; освоение эффективных воспитательных стратегий, а также посильное участие в индивидуальных коррекционно-развивающих программах воспитания и обучения ребёнка, поскольку социально-психологическая адаптация аномального ребенка напрямую зависит от грамотного родительского (прежде всего материнского) поведения.
Тип детско-родительского взаимодействия тесно сопряжен с уровнем готовности родителей к организации совместной деятельности. Эффективное взаимодействие со своими детьми, имеющими ЗПР, в состоянии организовать лишь родители в полной мере владеющие знаниями о специфике задержки психического развития и об особенностях ее проявлений. Родители, адекватно воспринимающие своих детей, эмоционально-позитивно относящиеся к ним, стремящиеся преодолеть трудности отставания, способны включиться в совместную со специалистами ДОУ развивающую деятельность.
Полная реализация целей коррекции достигается лишь через изменение жизн嬬н¬ных отношений ребёнка с близкими взрослыми, изменение особенностей общения, способов и форм совместной деятельности .
Специальные занятия в детском саду с имеющим задержку психического развития ребёнком сами по себе не гарантируют позитивных изменений в обучении, воспитании и развитии ребёнка, не всегда достигается коррекционный эффект. Необходима преемственность работы ДОУ и воспитания в семье.
Необходимость тесного сотрудничества родителей в первые годы жизни ребенка с ЗПР с педагогами группы и воспитателями нельзя переоценить, роль накопленного багажа знаний в этот период жизни ребенка гораздо значительнее, чем можно себе представить. Если родители это понимают, они гораздо внимательнее относятся к связи между тем, что делают для ребёнка они сами и, и той колоссальной работой, которую совершают педагоги, чтобы способствовать преодолению недостатков развития ребёнка. В этом случае родители стремятся получить необходимую информацию и знания для помощи своим детям.
Работа специалистов с семьей, воспитывающей ребёнка с задержкой развития, имеет целью:
– оказать квалифицированную поддержку родителям;
– помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребёнка семейную среду;
– создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка;
– формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми
Педагогическая помощь должна основываться на специально отобранной интегрированной информации о феномене задержки психического развития из отраслей научного знания – педагогики, психологии, логопедии, физиологии и медицины и из практики, в процессе которой осваиваются способы устранения нарушений психического развития детей на начальном этапе их обучения в ДОУ. Занятия с родителями должны носить продолжительный характер и проводиться системно высоко квалифицированными специалистами разного профиля.
Литература:
Взаимодействие детского сада, семьи и общественности /под ред. А.Г. Хрипковой. – М.: Педагогика, 1978. – 176с.
Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.
Гордон Т. Повышение родительской эффективности/Популярная педагогика. – Екатеринбург: АРД ЛТД,1997.
Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: Пособие для работников дошк. образовательных учреждений. М., 2002.
Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй.–М.:ТЦ Сфера,2004
Лебединский В.В., Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М., 1985.
Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 408с
Мудрик А.В. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 192 с
Никашина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития. - М.:Владос, 2003. – 128с.