Сколько бы мы, взрослые, ни говорили о детской жестокости, об агрессии, неадекватном поведении малых сих, все сводится в лучшем случае к «ахам» и фразам «откуда это в них», в худшем – к равнодушию.., а давайте начнем с себя…
В начале разговора приведу старинную китайскую легенду.
К воротам города подошел путешественник и увидел мудреца, который сидел рядом с воротной башней.
– Что за люди живут в этом городе? – спросил странник.
– А что за люди живут там, откуда ты пришел? – задал вопрос старик.
– Там, где я жил, люди злы и жестоки, – ответил путешественник.
– Здесь ты не встретишь добрых людей, – ответил мудрец.
Через некоторое время к воротам города подошел другой путник и задал старику тот же вопрос. Мудрец спросил его о том же самом. Странник ответил, что на его родине люди добры и справедливы.
– Иди без страха, – ответил мудрец, – и здесь живут доброта и справедливость.
Ученик мудреца спросил учителя, кого из путников он обманул.
– Никого, – ответил старик, – человек всегда находит то, что ищет.
А теперь, позволю себе несколько зарисовок с натуры…
Зарисовка перваяОдна из детских площадок Курска. Песочница. Детский гомон. На площадке появляется мама и трехлетняя дочка. Девочка подбирает первую попавшуюся под руки палку, садится и с увлечением обыгрывает находку. Мама приземляется рядом, достает сотовый и начинает болтать с подругой.
За девочкой наблюдает парнишка-ровесник. Созерцание продолжается минут пять. Потом мальчик залезает в песочницу и начинает отнимать палку у девочки, чужое вкуснее…
Девочка плачет. Мама поначалу не реагирует на происходящее. Минуты через две-три плач дочери становится громче. Раздраженно бросив в телефон:
– Извини, я перезвоню, – мама рывком поднимает дочь, вырывает из ее рук «игрушку», ломает ее о колено и выволакивает девочку из песочницы.
– Ни на минуту нельзя тебя одну оставить, – все это говорится под аккомпанемент нарастающего плача, – замолчи, а то сейчас получишь!
– Сядь и сиди, – девочка запихивается на лавочку, – и чтоб ни звука!
Девочка испуганно замолкает. Мама достает сотовый и продолжает прерванный разговор.
Знакомая картинка?
Зарисовка втораяШкола. Перемена. У дверей класса группка школьников, класс четвертый-пятый. Мальчишка увлеченно показывает товарищам что-то в «навороченном» мобильнике. Подходит еще один мальчик и говорит что-то вроде:
– Покажи, а то мне не видно.
Хозяин мобильника отталкивает мальчика так, что тот чуть не падает:
– Иди отсюда со своим лажовым мобильником, урод!
Учителя, проходящие мимо, никак не реагируют на ситуацию.
Не страшно? Типично…
«Не утрируйте!»
Из беседы автора статьи с одной курской учительницей:– А чего вы хотите от учителей? Теоретически мы обязаны знать все о своих учениках, ходить в семьи, наблюдать, сигнализировать, разговаривать с родителями... Но, во-первых, в школе есть психолог, это его работа… Во-вторых, разные дети, разные родители... С некоторыми невозможно разговаривать: «Не лезьте в нашу семью, без вас разберемся, учите, это ваше дело», или абсолютно равнодушны, кивают, соглашаются, но и только.
– То есть проявления детской агрессии и взрослой жестокости по отношению к детям пускаются на самотек? – интересуюсь я.
– Ну нет, конечно, нет. Есть комиссии по делам несовершеннолетних, опека, психологи, общественное мнение, неравнодушные люди, но до известной степени мы, учителя, бессильны. Только не утрируйте, что все дети жестоки, а семья есть семья…
Без комментариев?
Что говорят профессионалы
Валентина Разенкова, педагог- психолог высшей категории центра диагностики и консультирования:– Действительно, все идет из семьи. Исключение – случаи, когда агрессия ребенка обусловлена психическим недугом… Но давайте построим цепочку, что откуда берется и куда приводит.
Начнем с того, что многие из нас, взрослых, воспринимают себя как истину в последней инстанции. «Я – пример для подражания». «Я все делаю правильно и на пользу своему ребенку». Авторитаризм? Безусловно.
При такой системе воспитания в голове ребенка образуется полный сумбур. С одной стороны, делай, как я, с другой – что ты делаешь, я тебя этому не учил! Взрослые нарушают свои собственные запреты по десять раз на дню. Еще «интереснее», когда мама требует и запрещает одно, папа – другое, а бабушка и дедушка – третье. Ребенок теряется.
Ребенок – зеркало взрослых. Примеры? Сколько угодно…
Мальчик десяти лет агрессивно ведет себя по отношению к девочкам в классе. Оскорбляет, бьет, старается занять господствующее положение. Выясняем: ребенок копирует папу. Кто виноват?
Еще один пример: мальчик крайне агрессивен со сверстниками в школе. Без причины. Выясняем: папа не обращает на сына внимания. Начинаем разговаривать с папой: «… у меня не было отца, я сам играл, пусть он сам играет, ничего вырастет». Тот же риторический вопрос…
Мама жалуется, что сын грубит, дерется в школе, не слушается, пропускает уроки, в общем, полный «джентльменский набор».
Интересуемся: а за что можно похвалить вашего сына?
Ответ:
– А его не за что хвалить!
Говорится это при ребенке. Реакция ребенка понятна?
Таких примеров множество. Агрессивное поведение ребенка в перечисленных случаях – естественная реакция. Ребенок вынужден защищаться, и он выбирает самый естественный путь для выживания – агрессию.
Мы и ониУ Астрид Линдгрен есть сказка о принцессе, которая не хотела играть в куклы. Есть в этой сказке гениальная фраза: «Лиссе-Лотта с удовольствием подумала о том, что на свете есть такие же маленькие люди, как она, а может и еще меньше…»
Ребенок одинок во взрослом мире. Со всех сторон на него высыпаются немотивированные запреты, равнодушие взрослых, нелюбовь.
Что делать? Самоутвердиться! Как?
Валентина Разенкова:– Как, это понятно: кто сильнее, тот и прав. Значит, ребенка вынуждают быть агрессивным…Почему-то мы все время говорим о жестоком обращении с детьми, забывая о бытовой грубости, несправедливости, хамстве, направленных именно на детей. Чего мы хотим в ответ?
Мама приходит к нам в центр с крайне замкнутой девочкой, которая не хочет общаться ни со сверстниками, ни с родителями. Беседуем, вызываем ребенка на контакт. Бабушка и мама постоянно говорят девочке о том, что она лодырь, неряха, неумеха и т.д. В грубой форме… О какой самооценке тут может идти речь, когда ребенок вынужден просто уходить в глухую оборону, в себя, в свой мир…
Начинаем разговаривать с мамой. Она искренне удивлена: а что она делает неправильно, нельзя захваливать ребенка…
Жестокое обращение с детьмиЕще одна химера среднестатистического взрослого мира… Натянуто? Ничуть!
Владимир Пилипенко,
директор центра диагностики
и консультирования, психолог высшей категории, почетный работник общего образования РФ:– Почему-то, когда мы говорим о жестоком обращении с детьми, забываем о «нормальной» бытовой жестокости и берем только крайние случаи: неблагополучные семьи, физическое и сексуальное насилие… А как вам, дорогие товарищи взрослые, вот такой пример…
В лагере подросток крайне жестоко обходится со сверстниками. На грани садизма. Выясняем. Папа в виде наказания подвешивает сына за лодыжки вниз головой… И это нормальная, «благополучная» семья…
– Уж я не говорю о взрослых, которые считают, что оскорбить ребенка – это нормально, а это тоже форма жестокости.
В сухом остатке…
Из разговора с одной мамой:– Я хочу дать своему ребенку такой запас любви, которого ему хватит на всю жизнь…Чтобы, когда он повзрослел, помнил, что в родном доме ему всегда было хорошо…
Очень правильно… Только не надо забывать, что любовь – это не только накормлен, напоен, и слава Богу. Это что-то большее… Уважение, общение на равных… Да, да, именно на равных.
Мы устали от социальной рекламы, призывающей уделять больше внимания своим детям, но…
Ни один психолог, социальный педагог, учитель не сделает того, что может сделать родитель, пусть и не обладающий специальной подготовкой…
Валентина Разенкова:– У нас нигде не учат быть родителями…, а надо бы, тогда не будет причин обращаться к нам, не будет несчастных детей, взрывных подростков, жестокости и детской агрессии. Только мы почему-то стесняемся сказать о том, что в детских бедах виноваты взрослые… Кто-то завел ребенка слишком рано, кто-то вымещает на своем чаде личное неустройство, кто-то готовит ребенка к суровым условиям современной жизни, забывая, что дети все воспринимают буквально, что в такой ситуации думает ребенок: «Я плохой, меня не любят, ах, так…», – и последствия не заставляют себя ждать.
Пожалуй, с этим трудно не согласиться… Взрослые, будьте бдительны!
Елена Смирноваhttp://www.kpravda.ru/article/society/025513/