Тропинка к согласию
В.А.Кондратенко, педагог-психолог,
МКУ «Центр социальной помощи семье и детям»
Автозаводского района г. Тольятти
Состояние прочности брачных уз в настоящее время вызывает не только опасение, но и заставляет бить тревогу. По оценке специалистов сейчас распадается каждый второй брак. Десять лет назад распадался каждый третий. Отмечается рост разводов в полтора раза. Это несчастные дети, страдающие безвинно, разбитые надежды на счастье, снижение уровня здоровья, рост алкоголизации и др. проблемы. Анализ разводов в зависимости от стажа семейной жизни показал, что за первые 4 года происходит около 40% разводов, а за 9 - около 2/3 их общего числа.
Статистика показывает, что наиболее кризисный период в жизни семьи, когда супругам от 20 до 30 лет. Установлено также, что браки, заключенные до 30 лет, в среднем вдвое долговечнее браков, возникших, когда супругам было за 30. После 30 лет людям гораздо сложнее перестраивать себя в соответствии с потребностями проживания вдвоем и вхождения в семейные роли.
Имеется 6 основных причин разводов:
1) поспешное, необдуманное вступление в брак или брак по расчету;
2) супружеская неверность;
3) сексуальная неудовлетворенность друг другом;
4) несовместимость характеров и взглядов;
5) психологическая и практическая неподготовленность к семейной жизни и, как следствие, накопление ошибок в семейных отношениях, разочарование в любимом человеке или себе;
6) алкоголизм, наркомания, азартные игры.
Главной причиной разводов является психологическая и практическая неподготовленность супругов к семейной жизни (42% разводов). Это проявляется в невнимательном отношении друг к другу, в грубости супругов, взаимных оскорблениях и унижениях, нежелании помогать в домашних делах и в воспитании детей, неумении уступать друг другу, в отсутствии общих духовных интересов, жадности и стяжательстве одного из супругов, неподготовленности к взаимодействию, в неумении сглаживать, устранять конфликты и в стремлении их усиливать, в неумении вести домашнее хозяйство. Все это обнаруживается, когда семья распадается или уже распалась. А до того ни у супругов, ни тем боле у окружающих нет ясного понимания, что происходит в семье.
Таким образом, неподготовленность молодежи к семейной жизни, несоответствующие реальности ожидания в браке – актуальная проблема, которую необходимо разрешать уже сегодня.
Значение семьи для общества огромно, т.к. она выполняет две важнейших функции: воспитательную и репродуктивную. Однако системной подготовки молодого поколения к супружеству и родительству в настоящее время нет. В 80-е годы ХХ в в школах некоторое время существовал предмет «Этика и психология семейной жизни». Современные школьные программы в курсе «Основ жизненного самоопределения» имеют лишь несколько тем, посвященных семье и браку.
Специалистами Центра социальной помощи семье и детям Автозаводского района г. Тольятти разработана и осуществляется краткосрочная программа по подготовке подростков к семейной жизни. Программа рассчитана на 5 часов. Занятия проводятся по одному часу в неделю в 10-11 классах.
Целью программы является расширение представлений о значении супружества, о структуре семьи, о закономерностях супружеских взаимоотношений и ответственности за них, о причинах их дестабилизации и возможных вариантах разрешения семейных проблем. В ходе реализации данной программы подросткам предлагаются различные формы работы: беседа, дискуссия, фрагменты лекций, анкетирование, просмотр видеофильма, обсуждение проблемных вопросов.
Программа состоит из пяти блоков.
I блок. Значение семьи для человека и общества. Общественно-исторический ракурс семейных отношений. Кризис семьи как социального института на современном этапе развития общества. Проблема разводов и их последствия.
II блок. Формирование представлений о ролевых отношениях в семье. Источники информации о структуре семьи. Опыт родительской семьи. Возрастные и индивидуальные особенности при выборе партнеров. Влюбленность и любовь. Ожидания и реальность при отношениях в паре.
III блок. Добрачные отношения. Общие интересы, взаимодополняемость партнеров, уважение и забота, ответственность в добрачных отношениях. Встречи и расставания. Переживания юности.
IV блок. Социально-психологическая готовность к браку. Формирование супружеской пары. Факторы семейного благополучия. Стадии и кризисные периоды брака. Супружеские конфликты, их причины, варианты исхода и разрешения.
V блок. Рождение детей. Осознанное родительство. Основные психолого-педагогические модели родительско-детских отношений. Взаимодействие родственников. Прародители в системе семейных отношений.
Занятия с подростками проводятся по согласованию с администрацией учебных заведений. Рассматриваемые вопросы вызывают живой интерес, происходит обсуждение насущных вопросов. В зависимости от запросов некоторые темы могут быть изменены или рассмотрены в более широком аспекте. Однако в ходе двухлетней работы по данной программе выявилось несколько существенных моментов: 1) недостаток времени. В течение пяти академических часов можно только вкратце познакомить подростков с основными моментами супружеских отношений; 2) разнообразие вариантов мотивации молодых людей при знакомстве с блоками программы требует индивидуального подхода и более длительного взаимодействия подростков с психологом; 3) организация и проведение занятий в расписании между другими школьными предметами не способствует серьезному погружению в тему.
В настоящее время мы ищем варианты совершенствования программы и организации занятий по подготовке молодежи к семейной жизни.