Когда-то я консультировала его маму, теперь он вырос и учится на психологическом факультете, ему предстоит первая диагностическая работа с ребенком. Он волнуется и спросил, как лучше все это проделать. Я хорошенько подумала и ответила, а потом решила, что этот сырой текст хочу выложить как памятку самой себе и другим взрослым, пусть не совершенную, но более или менее рабочую.
"А по делу - все начинается с контакта с ребенком.
Самое важное и первое - не бояться его. Он тоже человек, он хочет, как любой из нас, чтобы его просто поняли. Если он поймет, что ты человек, готовый понять его и неопасный, не будешь "гнобить " его и принуждать к чему-либо, он сам откроется тебе настолько, насколько он вообще готов к этому. У каждого есть свои сложности и трудности жизни, иногда и трагические моменты; ребенок с этим справляется иногда способом огрессивной защиты или ловких манипуляций при подозрении на попытку вмешательства в его жизнь. Надеюсь, твой первый клиент не будет слишком "трудным".
Второе по важности - не стремись все сделать за один раз, не торопи человека. Прекрасный результат для первого раза - установление отношений доверия, и еще чуть-чуть. Есть и "памятка хирурга" (она из моего медицинского прошлого, когда я работала анестезиологом-реаниматологом): плановая работа психолога это не операция по поводу острого аппендицита, у кабинетного психолога (не из службы МЧС и спасения) есть достаточно времени, чтобы работать спокойно и без суеты. Собственно, хороший врач тоже работает так - быстро и без суеты.
Третье: в конце встречи можно сказать ребенку о его реальных трудностях и возможных причинах, но потом обязательно дай понять клиенту его хорошие и ресурсные стороны, например, он просто симпатичный человек и способный к обучению, и все у него впереди.
Четвертое: ты не один, у тебя есть коллеги, более старшие и опытные (например, я). Ты можешь обратиться за помощью в интерпретации полученных результатов и впечатлений от своей работы. Это называется рефлексия, она обязательно должна присутствовать в работе психолога.
Пятое: если ты получаешь не вполне восторженные отклики о своей работе, не вздумай расстраиваться. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Наши ошибки и все "пробные шары" это ценнейший опыт, за который мы, конечно, отвечаем и должны расхлебывать, но без него не бывает развития и совершенствования своих способностей.
Шестое... Это шестое чувство хорошего психолога. Интуиция, внимательное прислушивание к тишине.
Пока все. Успеха тебе, в добрый час и семь футов под килем".