Коррекционно-развивающая программа
«Мир моих возможностей»
М. Е. Кузина, педагог-психолог ГБОУ ДПО «Региональный социопсихологический центр», член профессионального общественного объединения РОО «Арт-терапевтическая ассоциация»
Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и с 6, и с 7 лет. Наблюдения физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой. При традиционной системе обучения это приводит к школьной неуспеваемости, из этих детей, формируются отстающие и второгодники.
Выделим четыре основные причины школьной неуспеваемости:
1. Предъявляемые школьнику требования могут не совпадать по времени со стадией нормального функционального развития мозга ребенка, опережая его возрастную готовность к выполнению поставленных задач.
2. Отставание в анатомическом развитии отдельных структур мозга ребенка и, следовательно, в формировании функциональных систем психики.
3. В процессе развития мозговых структур не развиты необходимые межполушарные и внутриполушарные связи.
4. Предлагаемые школьнику методики обучения не соответствуют типу мышления, половым особенностям познавательных процессов.
В связи с этим возникает потребность во введении в инструментарий работы школы методы кинезиологии и арт-терапии, которые обладают значительным здоровье сберегающим потенциалом применительно к системе образования. Применение этих методов на базе школ и других образовательных учреждений может выступать одним из факторов сохранения психического здоровья учащихся, развития межполушарных связей, синхронизации их работы, а значит на улучшение памяти, концентрации внимания, мыслительных операций, развитие мелкой моторики и устранение нарушений письменной речи. «Внедрение арт-терапии в различные образовательные учреждения, как отмечают А.И. Копытин и Е.Е. Свистовская (2010), позволяет решать задачи предупреждения и коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств у детей и подростков, развития у них комплекса психологических навыков, необходимых для успешной психосоциальной адаптации». Наряду с другими мероприятиями, осуществляемыми в соответствии с концепцией психолого-социального сопровождения воспитательно-образовательного процесса, кинезиология и арт-терапия могут повышать оперативность психологических вмешательств и тем самым усиливать профилактическую направленность работы с подрастающим поколением.
Учитывая все это, и была разработана программа «Мир моих возможностей», направленная на развитие и улучшение функционирования личности в многообразии ее проявлений и конкретных условий жизни и деятельности, развитие межполушарных связей, синхронизацию их работы, а значит на улучшение памяти, концентрации внимания и устранение явлений нарушений письменной речи.
Основная цель нашей работы развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия, коррекция эмоциональных расстройств и личности детей младшего школьного возраста.
В соответствии с этой целью были сформулированы следующие задачи:
• развитие коммисур (межполушарных связей);
• синхронизация работы полушарий;
• развитие образного и понятийного мышления, сенсомоторных навыков, эстетических проявлений;
• устранение и ослабление имеющихся у детей поведенческих и эмоциональных нарушений;
• развитие спонтанности и способности экспериментировать с новыми формами опыта;
• развитие мелкой моторики;
• развитие и улучшение функционирования личности в многообразии ее
проявлений и конкретных условий жизни;
• формирование межличностной компетентности – умения понимать и принимать окружающих и вступать с ними в конструктивное взаимодействие.
Данный курс рассчитан на 144 часа.
Проводятся индивидуальные и групповые занятия (6-8 человек).
Целью работы является комплексное психокоррекционное, психопрофилактическое и развивающее воздействие.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью два часа.
Определение показаний для применения программы.
Особую ценность программа может иметь для работы с детьми, испытывающими затруднения в выражении и вербализации своих чувств и мыслей, например, в силу речевых нарушений, мало контактности, когда у детей имеется выраженное сопротивление раскрытию своих переживаний в связи с их сложностью или особой личностной структурой. Эффективна в работе со страхами, агрессивностью, тревожностью, с низкой самооценкой, нарушениями эмоционально-волевой сферы, поведенческой, когнитивной и т.д., трудностями в общении. При различных заболеваниях в целях профилактики и преодолении вторичных личностных отклонений: ДЦП, ММД, ЗПР, аутизма, слуха, с посттравматическим стрессовым расстройством.
Нельзя не отметить эффективность методов арт-терапии и кинезиологии работе с детьми, которые успешно обучаются и имеют достаточную способность к вербальному общению. Для них, проводимые занятия, послужат наиболее полному раскрытию интеллектуально-личностного потенциала, формированию и развитию их социально-психологических умений и навыков, развитию креативности, синхронизации работы межполушарных связей, а так же на профилактику трудностей в обучении, воспитании и социализации, отклонений в развитии и поведении.
Противопоказаниями к работе являются: острые психические расстройства; грубые расстройства личности, главным образом в форме параноидального, эмоционально-неустойчивого и истерического расстройств.
Контакт - с.т. 8 987 961 82 95