Елена Прудиус
Сообщения : 1080 Дата регистрации : 2011-11-15 Откуда : Тольятти
| Тема: Душевная телогрейка для мальчика и мужа, парадокс оленьих рогов Чт Окт 10, 2013 10:50 am | |
| Она связана из ниток трех цветов с использованием древнеславянских и норвежских орнаментов. Древнеславянские выполнены по узорам ткачих, в которых соблюден принцип равновеликости фигуры и фона. Если некоторое время смотреть на узор, то сначала может показаться, что главный цвет - белый, а потом, что главный - синий (это три нижних сине-белых узора, нижний представляет комбинацию ромбов, символов плодородия и роста, средний - вариант меандра, символа путешествий, украшал одежду мужчин, верхний - жижаль с белорусской народной одежды, восьмиконечный крест, нижняя его часть сине-коричневая, верхняя - сине-белая - это символ защиты от болезней и напастей, использовался для украшения одежды ребенка и больного человека). Они напоминают фигуры из гештальт-психологии, в которых фигура и фон легко меняются местами. Что это значило для наших предков, к чему им была эта равновеликость? Сравним этот среднерусский узор с древним символом с востока "инь-ян". Тот же принцип равновеликости, участия двух цветов в создании узора. И мы знаем, что на востоке это символ баланса мужского и женского начал. Возможно, что и славяне придавали большое значение равновеликости этих двух великих начал. А, кроме того, война и мир, свет и тень, добро и зло... Да мало ли что еще. Народная философия. Норвежские узоры - все, что выше и между славянским, в них четко различается фон и основной узор, это следующая стадия развития орнамента, усложненного символа, идущая к образам растений, птиц и зверей. А история с этой вещичкой вполне реалистичная, хотя ее можно счесть буйной фантазией и парадоксом. Посмотрите внимательно на меандр: его верхняя часть представляет собой открытый вверх прямой угол с дополнительной веточкой - это символ рогов оленя, защиты от нападения. Рогами обязательно украшалась одежда мужчины-охотника, воина, рыбака, чтобы они хранили его от раны и гибели. Нам известны и другие истории о рогах - их есть несколько. По одной версии некий римский император, выбирая очередную любовницу из числа знатных дам, одарял ее супруга правом охотиться в своих угодьях. В знак этой "милости" на ворота одаренного прибивались рога. Другая история рассказывает о том, что средневековые женщины из скандинавских стран, провожая мужа на войну, надевали ему на голову рогатый шлем. Это должно было устрашать его врагов и дать женщине свободу. Парадокс рогатого символа можно устранить в данном случае, украсив рогами одежду мужа, а не его чело . Сказочки для детей на эту тему пока нет... Может, со временем появится. Елена Прудиус, 2012. | |
|