Не вижу преград. Незрячие дети демонстрируют окружающим безграничность человеческих возможностей.
Корреспондент «Самарских известий» пообщался с одаренными воспитанниками школы-интерната для слепых и слабовидящих.
Вчера в стенах специальной (коррекционной) образовательной школы-интерната для слепых и слабовидящих №17 прошел ежегодный районный фестиваль творчества детей с ограниченными возможностями «Мир, в котором я живу». Значительную часть участников составили воспитанники школы №17 – талантливые дети, каждый из которых ежедневно доказывает окружающим, что вопреки всему, способен не только жить полноценной жизнью, но и давать фору здоровому.
Алена
На первом этаже возле актового зала скопился народ. Здесь на выставке в рамках конкурса «Мир, в котором я живу» юные таланты школы-интерната №17 выставили работы, сделанные собственными руками. Глядя на настоящие произведения искусства, будь то скульптуры из пластилина, аппликации или вышивка, трудно было поверить, что все это создано незрячими и слабовидящими детьми.
Возле стенда с макраме, между ярких замысловатых кружев я заметил листочек с фамилией одного из авторов - Черненко.
Алена Черненко, как и многие другие ее одноклассники, не видит с рождения. Тем не менее, это не мешает ей создавать чудесные плетеные пояса и другие вещи. В свои четырнадцать лет она также прекрасно играет на баяне и с гордостью говорит, что ей по силам почти любое классическое произведение – были бы ноты. В это легко поверить, ведь она уже трижды занимала первые места на областных конкурсах и выступала с концертами в городах России и Казахстана.
В своем классе Алена – общая любимица. Каждый день она справляется у своих товарищей о здоровье и всегда готова поделиться лекарствами, которые постоянно носит с собой. Она, как и многие незрячие люди, страдает от повышенного внутричерепного давления.
- Я очень эмоциональный человек, - признается она. - И когда нервничаю, начинает болеть голова. Поэтому мне пришлось отказаться от концертных выступлений – невропатолог запретил. Теперь я играю на баяне только для близких. Каждый день занимаюсь музыкой часов по пять, а потом плету макраме. К счастью, его у меня не отнимают. Плести мне очень нравится и, надеюсь, смогу создавать вещи еще красивее, чем те, что делаю сейчас.
Алена Черненко создает чудесные плетеные пояса и другие вещи
Андрей
Недалеко от выставочного зала я заметил группу подростков. Они не были слабовидящими и передвигались по коридору почти бегом. Поначалу мне было непонятно, что их сюда привело, но, подойдя ближе и вглядевшись в их лица, я понял, что один из них все же воспитанник этой школы. Невысокий улыбчивый парень с взрослой щетиной на лице явно был душой этой компании.
Его зовут Андрей Чернышов. Ему шестнадцать, и все эти годы он тот, кого в стенах школы №17 называют «тотальник» - то есть полностью слепой. А между тем Андрей - победитель городских соревнований по шахматам и троекратный призер области по бегу.
Он попал в этот интернат в семь лет. После трагедии, которая случилась с его родителями, мальчика и его старшую сестру (тоже «тотальницу») перевезли сюда из детдома. Андрей рос сложным ребенком. Он шалил, обманывал педагогов и часто выбегал за территорию. Там же, за ее пределами он рано начал курить.
Но время шло, Андрей повзрослел и стал серьезным, ответственным человеком. «Если он что-то обещал - сделает», – говорят о нем сегодня педагоги. И только заведующий спортивной секцией до сих пор негодует: «У парня отличные данные, но «дыхалка» из-за курения никакая!». Впрочем, со спортом Андрей думает расстаться. В будущем он хочет стать массажистом, ведь для этого у него уже все есть – сильные руки и сверхчувствительные пальцы, которые наравне с превосходным слухом служат ему основным источником информации.
Но карьера потом. А пока у него много друзей, любимая девушка и все то, что есть у обычного подростка.
Андрей Чернышов победитель городских соревнований по шахматам и троекратный призер области по бегу
Рустам
Когда я уже собирался уходить, ко мне подошел молодой человек в очках, который потряс меня больше всех.
Рустам Ахметшин – местный уникум, семнадцатилетний гений, который идет на золотую медаль и уже имеет за плечами стопку всевозможных грамот. В классе он демонстрирует чудеса эрудиции и математических расчетов, решая в уме интегралы и перемножая трехзначные числа. Однако, несмотря на свой математический талант, Рустам считает себя гуманитарием:
- Я тяготею к общественным наукам, - рассказывает он. – История, право, социология. Мне нравится отслеживать политическую и экономическую ситуацию в стране. После сдачи ЕГЭ собираюсь поступить в университет, хочу учиться на социолога. Там же пригодится и мое умение считать. А почему социология? Да потому что в обществе на сегодняшний день бытует множество проблем и, увы, не всегда находятся пути их решения. Мне же хотелось бы отыскать их, оставить после себя значительный след.
Это и многое другое Рустам говорил мне хорошим литературным языком, легко оперируя научными терминами. Прочитав за несколько лет больше книг, чем многие одолевают за всю жизнь, юноша не уступает в беседе даже зрелым образованным людям.
- Мне скучно общаться с моими сверстниками, - признается он. – Я чувствую, что пошел дальше них. Однако люди старшего поколения, напротив, не всегда воспринимают меня как равного. Они думают - слепой, значит, глупый. Приходится доказывать им обратное.
Комментарий
Марина Кудюшева, воспитатель специальной (коррекционной) образовательная школы-интерната для слепых и слабовидящих №17:
- Когда двенадцать лет назад я пришла в это учреждение, мне было очень трудно психологически. Глядя на этих маленьких, слепых, как котят, ребятишек, я буквально выла. Помню, как водила их по коридорам, и они держались за мою юбку, боялись оступиться. Мы, воспитатели, кормили их, убирали за ними, делали все, что положено, ведь в первых классах они такие беспомощные. Мне было их очень жалко, но желание работать победило. Вместе с ними мы добились того, что, повзрослев, эти ребята стали полностью самостоятельны. Сегодня мы относимся к ним так же, как ко всем здоровым людям, создаем такие же условия, что и обычным школьникам. Впрочем, сказать, что они обычные, было бы неверно. Они уникальные.
http://samara.bezformata.ru/listnews/ne-vizhu-pregrad/15219031/