ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИИ НЕОРГАНИЗОВАННЫХ ДЕТЕЙ С ОВЗ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Бердникова Татьяна Валериевна
социальный педагог
Государственное бюджетное учреждение Самарской области “Тольяттинский центр диагностики и консультирования”
Увеличение количества семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями в развитии, невозможность посещения ДОУ многими из них по причине тяжести заболевания и вынужденной временной изоляции в связи с длительным процессом реабилитации обусловило поиск новых форм работы по оказанию помощи данной категории семей. Работа с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, обусловлена основными направлениями государственной политики по улучшению положения детей и семей, находящихся в особо трудных обстоятельствах, их полноценной реабилитации, в том числе и социальной для успешной их интеграции в общество в частности к поступлению в школе. Эффективность обучения в школе во многом определяется уровнем подготовки. Готовность же определяется системой требований, которые предъявляет школа ребенку. Проблемы, с которыми детям с ограниченными возможностями постоянно приходится сталкиваться, это учеба, работа и полноценное общение.
Одним из направлений социально-педагогической работы в ГБУ “ЦДиК” является проведение курса коррекционно-развивающих занятий для неорганизованных детей с ОВЗ дошкольного возраста. Целью курса является развитие познавательной сферы дошкольника, а также создание условий для более успешной социальной адаптации ребенка с ОВЗ к обучению в школе. Умственная готовность к обучению в школе является результатом развития у детей познавательной сферы, познавательной активности, что является основой для построения будущей учебной деятельности.
Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для развития их моторики. Правильность решения игровой задачи зависит от того, как быстро ребенок сможет научиться движениями нужной клавиши (т.е. руки), провести изображение на экране в нужном направлении. Так, совершенно естественно, развивается необходимая зрительно-моторная координация. Графика - одна из главных тем первых лет обучения учащихся в работе на компьютере, она позволяет в занимательной форме выработать у учащихся устойчивые навыки пользования мышью. Освоив соответствующие действия, ребенок может создавать на компьютере различные изображения в процессе игры. Создание целых картин, способствует развитию фантазии у детей. Знакомство с текстовым редактором может происходить одновременно со знакомством с графическим редактором. Компьютер не должен являться для проблемного ребенка предметом изучения, он должен стать для ребенка помощником, инструментом деятельности, отвечающей его возрасту, интересам, уровню развития. Ребенок должен с самого начала осваивать компьютер как средство решения интересных и важных для него задач. Главным вопросом для родителей ребенка с ОВЗ, является поиск путей оказания своевременной всесторонней помощи ребенку, которая даст возможность жить ему полноценной жизнью, научит радоваться каждому дню, мечтать, строить планы и воплощать их в жизнь рядом с другими сверстниками. Таким образом, тот интерес, который вызывают занятия на компьютере, и лежит в основе формирования таких важных структур, как логическое мышление, сенсорное развитие, познавательная мотивация, произвольные память, внимание и воображение. Развитие этих качеств особенно важно для шестилетних детей, т.к именно они во многом и обеспечивают психологическую готовность ребенка к школьному обучению.