«ПОДВОДНЫЕ КАМНИ» ВЛИЯНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.
Дуюнова Анна Михайловна,
ГОУ ДПО региональный социопсихологический центр Самарской области,
МОУ гимназия №77 г.о. Тольятти
Информатизация и компьютеризация в современном образовании приобретают все больший размах. Компьютеры входят во все новые и новые области учебной деятельности, преобразовывая при этом не только отдельные действия субъектов образования, но оказывая влияние на формирование их психических процессов, уровня коммуникаций, а в конечном итоге на психологическое здоровье.
В настоящее время имеется достаточно мало психологических работ, посвященных психологическим последствиям компьютеризации, происходящим в глобальном, личностном плане. Основную тематику имеющихся публикаций, касающиеся личностных изменений, происходящих под влиянием ИТ можно поделить на три сферы: профессиональная деятельность программиста, увлечение компьютерными играми и групповой игровой деятельностью в Интернете. А вот относительно того как им образом применение информационных технологий в образовательной среде влияет на формирование психологического здоровья учащихся исследований я не обнаружила.
МОУ гимназия № 77 - гимназия на базе которой я осуществляю психолого-педагогическое сопровождение учащихся, всегда являлась одной из самых новаторских в городском округе Тольятти. Еще в октябре 2006 года гимназия вступила в проект «Информатизация системы образования» (ИСО). И конечно, на данный момент образовательный процесс максимально информатизирован - кабинеты оснащены интерактивными досками, рабочие места педагогов – компьютерами, работает медиацентр, где каждый субъект образовательного процесса может пользоваться всеми благами информационных технологий. Школьники хорошо знакомы с современной техникой и технологиями, умеют их использовать для учебы и в повседневной жизни.
Необходимость инноваций диктуется потребностями времени, однако как показывают психодиагностические исследования, учащиеся не всегда способны самостоятельно с ними справится, что негативно отражается на их психоэмоциональном состоянии.
Анализ мониторинга эмоционального отношения к школе показывает, что уровень благоприятного отношения к обучению при внедрении информационных технологий поначалу повысился, но в дальнейшем наблюдается снижение учащихся с нормальным уровнем тревожности, сформированной позицией внутренней мотивации учения и, как результат, снижение успеваемости. Как способ выяснить причины снижения благоприятного эмоционального отношения к учению был выбран индивидуальный опрос в процессе консультирования учащихся по результатам диагностического исследования. Таким образом, возникла гипотеза о существовании проблемы адаптации учащихся к новым условиям образования, связанным с введением новых технологий, форм обучения, контроля усвоения учащимися полученных знаний.
Представляло интерес также выяснить, насколько в данную проблемную ситуацию вовлечены педагоги и родители. Анкетирование показало, что проблема педагогов, в данном случае связана с увеличением эмоциональных затрат на уроках по вовлечению учащихся в учебный процесс и усвоению ими учебного материала. Данная ситуация несет за собой сложности и во внедрении новых технологий обучения. Как следствие у педагогов снижается интерес к собственной деятельности и происходит эмоциональное выгорание.
Родители чувствуют тревогу, сталкиваясь с новыми эмоциональными состояниями детей.
Таким образом, при явной очевидности положительных сторон внедрения информационных технологий в образовательный процесс, существуют «подводные камни».
Далее в ходе индивидуального консультирования, выясняя причины снижения благоприятного эмоционального отношения к обучению, явно выделились два основных направления трудностей учащихся связанных с информационными технологиями:
• влияние ИТ на развитие психических процессов;
• влияние ИТ на формирование навыков социального общения.
Влияние ИТ на развитие психических процессов
Высокая доступность информации легкость ее нахождения в интернете меняет отношение к созданию собственного интеллектуального продукта. Учащиеся становятся похожими на юного натуралиста - наловили бабочек, приклеили к листочку и не знают, что дальше с ними делать так и сдают работу-коллаж педагогу. Согласно опросу только 1 из 10 учащихся создает собственные сочинения, у остальных это миксты из того, что найдено в интернете. В лучшем случае они преобразуют уже существующее, заставляя развиваться такие мыслительные операции как синтез и анализ.
Сами учащиеся отмечают, что помимо проблем с формулированием своих мыслей вербально у них возникают сложности с письменным их изложением (я потом не могу прочитать то, что написал).
Перенасыщенность информацией ведет к тому, что дети перестают думать, у них снижается уровень образного мышления, творческого мышления. Крик души педагога в тему: «…плохое мировоззрение, примитивная речь, сверхкраткие ответы, они буквы не помнят как писать, вот семиклассник на полном серьезе спрашивает, а в какую сторону букву Е писать…»
Да, дети с одной стороны чрезвычайно продвинуты, а с другой удивительно ограничены.
Влияние ИТ на формирование навыков социального общения Социальные сети, ролевые игры, блоги, виртуальные контакты – все это позволяет детям создавать электронные копии и экспериментировать с ними, освобождает их от испытываемого ими психологического дискомфорта во время личного контакта. Это обогащает внутренний мир, но при условии, что реальный мир не подменяется виртуальным. А виртуальный мир не захватывает с головой. Иначе дети превращаются в аутсайдеров не адаптированных к социальной жизни. Информационные технологии это то, что занимает большую часть жизни, это меняет отношения между людьми они легче быстротечнее. Дети много размещают информации о себе, забывая о возможных последствиях нарушения конфиденциальности. Согласно все тому же опросу учащиеся не видит ничего зазорного в предоставлении своих персональных данных на всеобщее обозрение в социальных сетях, на собственных сайтах, блогах, в виртуальных мирах и т.д. Более того, закрытие такой информации делает молодежь изгоями в своей среде. Не заполненный профиль почти не дает шансов быть принятым в группу или получить/принять приглашение "дружбы". Не видят до тех пор пока не произойдет случай угрожающий им либо потерей статуса, либо конфликтными отношениями с родителями, и разве здесь до учебы…
Не осознают дети и того, что, скачивая бесплатно музыку, преступают закон. Учащиеся проводят до 8 часов ежедневно в онлайне, но совершенно не подготовлены в вопросах связанных с кибербезопасностью и этикой. Итак, можно утверждать, что ИТ перестали быть только средством получения информации, они занял значительное место в жизни современного ученика. Сегодня в Сети можно не только найти необходимую информацию, но и познакомиться, развлечься, сделать покупки, пообщаться с друзьями и т.п., вынуждая пользователя с каждым днем все больше проводить время в виртуальном пространстве.
Я вовсе не противник внедрения ИТ в современное образование и не умаляю его роль в развитии учащихся и помощи педагогам, но хотелось бы сделать акцент на том , что для современной школьной психологии в контексте всего сказанного выше особенно актуальной задачей должно стать изучение влияния Интернет-активности на личность учащегося. Следует внимательно изучить зависимость от времени проведенного в Интернете на развитие способностей подрастающего поколения, которое в настоящий момент является наиболее активными пользователями Интернета. И пусть компьютер будет помощником, а не командиром.
Используемая литература:
1. Жичкина А., Социально-психологические аспекты общения в Internet. [Электронный ресурс]: http://psynet.ucoz.ru
2. Лукацкий А., Психология персональных данных современных детей и молодежи. [Электронный ресурс]: http://psynet.ucoz.ru
3. Харитонов А., Основные направления изменения личности современного человека в условиях информационного общества [Электронный ресурс]: http://psynet.ucoz.ru