«ПСИХО-МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ В ИГРЕ – ИНТЕРГАТИВНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА»
Ладыка Екатерина Георгиевна, заведующий,МБУ №116, «Солнечный».
Малышева Ирина Владимировна, старший преподаватель кафедры психологии личности ТГУ.
Основная цель взаимодействия взрослого с ребенком для его двигательного развития – это формирование у него чувства Двигательной Радости. Важно связать его положительные эмоции с ощущениями, получаемыми во время движений. Эта связь усиливает потребность получения удовольствия через физическую нагрузку. Она остается с ребенком на всю жизнь и не вытесняется потом другими видами получения удовольствий (например, от еды, просмотра телевизора, пассивных развлечений и т.п.). Так формируется представление об образе жизни, в котором движение является предпочитаемым видом времяпрепровождения, так закладывает мотивирующая составляющая – отправная точка любого вида деятельности.
Следует помнить также и о том, что ребенок обладает естественной биологической потребностью в движении, удовлетворять которую следует ежедневно. Ограничения же ребенка в движении, уменьшение их интенсивности и объемов, напротив, могут навредить ребенку, вызывать астенические синдромы, нарушать деятельность функциональных систем организма.
Игры, применяемые в работе с детьми, могут быть весьма разнообразны по форме, функциям и решать различные задачи:
1. Развитие общей выносливости.
Отдельной задачи развития выносливости, как качества моторной сферы не ставится, скорее речь идет о функциональном состоянии организма. Главное о чем следует помнить – это то, что наиболее эффективно эта задача решается в аэробных режимах, то есть при аэровентиляции легких на открытом воздухе. Это могут быть подвижные игры на воздухе, длительные по времени проведения. Ориентацией на величину нагрузки служат вегетативные реакции организма – изменение окраски кожных покровов и дыхание, выступающий пот – нежелательны, так как они свидетельствуют о большой нагрузке.
2. Тоническая стимуляция.
Тоническая регуляция необычайно важна в раннем и младшем дошкольном возрасте. Животные вылизывают своих детенышей не только для того, чтобы они были чистыми, но и стимулируя работу внутренних органов. Кроме того, прикосновения дают внутреннюю картину благополучия, у человека существует даже особая разновидность потребностей – анакликтическая потребность – потребность в прикосновениях, что служит для стимуляции органического и психологического здоровья. Поэтому наши предки придумали для этого даже специальные игры: «Идет коза рогатая», «По кочкам», «Дуб или береза», «Москву видали» и др.
3. Сенсорно-чувственные впечатления.
Есть целая группа действий и игр, которые кажутся взрослому совершенно бесполезными для развития ребенка: копание в луже и песке, хождение в темноте или с закрытыми глазами или задом наперед, висение вниз головой, ползание в пододеяльнике, закручивание в шторы и т.п. Требуется большое понимание, чтобы проникнуть в суть данного процесса – ребенок «копит» подобные впечатления, чтобы они привели в порядок его сенсорное восприятие, оно как бы уточняется и шлифуется, и согласовали его движения и действия с особенностями окружающего пространства. Это вам уже известно, что песок рассыпается, а на шкаф нельзя запрыгнуть с пола. Следует очень понимающе относиться к этим действиям ребенка.
4. Изучение схемы тела.
Изучение собственного тела и его двигательных возможностей становится к 3-4 года объектом самостоятельной исследовательской деятельности ребенка. К 5 годам первый представления об этом уже имеют оформленный вид. Взрослый может использовать данную естественную потребность ребенка для развития у него первичной системы пространственных представлений и ориентации в системе координат. Важно научить его использовать свое тело в качестве ориентира по осям: верх-низ, лево-право, вперед-назад и связать эти представления с соответствующими речевыми понятиями. Здесь помогут задания типа: «Пойди направо», «Положи ленту сверху себя», «Сделай так, чтобы мячик был под тобой», «Встань так, чтобы стул был у тебя сзади». Эти несложные, на первый взгляд, задания вызовут у ребенка много затруднений, так как ему придется ориентироваться в речевой инструкции без опоры на наглядность, а значит использовать для этого воображение. Отдельным аспектом этого вида работы является самосознание, точкой отсчета в формировании которого является восприятие собственного тела.
5. Изучение свойств и параметров окружающего пространства.
Эта задача не требует специальной работы, так как до 12 лет в ребенке «живет» особая потребность в изучении незнакомого пространства и его свойств. Как правило, оно протекает в стихийных и спонтанных движениях ребенка. Особое затруднение представляет изучение качества трехмерности пространства – здесь каждый взрослый должен найти для себя и своего ребенка оптимальный баланс безопасности. Исключить движение по вертикали так или иначе невозможно, поэтому лучше дать ребенку этот опыт движения и понимание высоты и ее особенностей.
6. Развитие качеств движения.
Главным препятствием к гармоничному движению служит скованность. Если нет органических нарушений, то главной причиной скованности является недостаток разнообразного двигательного опыта. Как правило «неуклюжими» являются те дети, которые мало двигаются. Лучший способ разнообразить движения ребенка, отойти от однообразных бегания, катания на качелях и каруселях и т.п. – дать ему задания на координацию-согласование и равновесие-балансировку. Они содержат в себе сложную двигательную задачу, которая наилучшим образом будет развивать тело ребенка.
7. Движения с предметом.
Предмет значительно перестраивает движения и действия ребенка. Он не просто является стимулом или «партнером». Он, скорее сам, действует как двигательная задача, которая усложняет требования к выполнению движения, заставляя все время учитывать свойства предмета и подстраиваться под него. Орудийные действия (пользование ложкой, открывание крана, подметание и т.п.) тоже хороши для этой цели, но они быстро переходят в автоматизм. Развивают же движения, требующие постоянной подстройки. Лучшим предметом является мяч – он круглый, упругий, скользкий, он движется по сложным траекториям, непредсказуем при отскоке и динамически активен, а отличие от других предметов.
8. Развитие мелкой моторики рук.
Общеизвестно, что развитие речевых центров в головном мозге тесно связано с мелкой моторикой рук, а зона «представленности» проекции кисти в коре больших полушарий одна из самых больших. Поэтому развитие мелкой моторики рук является отдельной задачей. Всем известны пальчиковые народные игры: «Сорока-ворона», «Пальчик, пальчик» и т.п. направленные на стимуляцию пальцевой зоны кисти. Главное, не забывать и про мизинец, и безымянный палец, которые в обычных бытовых действиях практически не участвуют; а также про зеркальную активизацию левой руки.
Желательно как можно раньше, до того как ребенок уже освоил стереотипы движений, определить праворукость или леворукость ребенка. Затем при работе с мелкой моторикой большее внимание уделять неведущей руке, поскольку данная работа наиболее благотворно сказывается на деятельности мозга и работе высших психических функций.
9. Развитие мимики лица.
Развивая мимику лица ребенка мы, решаем тем самым две самые главные задачи. Первая – это развитие эмоциональной выразительности и экспрессии, что является и средством отображения эмоций и важным аспектом общения, ведь для того, чтобы быть в общении понятным нужно уметь «быть выразительным». «Застывшее» лицо редко бывает привлекательным, оно становится не живым, не располагает к контакту. Вторая – это развития артикуляционного аппарата, подвижности рта, участвующего в правильной постановке звука и влияющего на дикцию ребенка. Очень хорошо сочетать такие игры с простыми движениями рук – это усиливает развивающий эффект.
10. Овладение собственным поведением.
Следует помнить, что организуя двигательную деятельность детей, мы имеем возможность решать непростую задачу – формирование регуляции своего поведения. Первые элементы саморегуляции ребенок проявляет именно в подвижной игре, когда возникают противоречия между желаниями и необходимостью и ребенок делает выбор в сторону последнего. Примером может служить игра в «Прятки» - велико желание обнаружить себя, но постепенно время ожидания увеличивается пропорционально возможности сдерживать потребности выскочить. Тоже относится к любой групповой подвижной игре с правилами, в них все время идут требования либо по ограничению двигательной активности, либо по согласованию своих действий с действиями других, что также требует от ребенка регуляции своих состояний и ограничение действий.