Может сложиться впечатление, что нынче дети совсем разучились играть во что-то, кроме электронных и виртуальных игрушек. Что все их детства проходит в тесных резервациях детской-с-компьютером (планшетом), садика-школы и развивающих секций под самую завязку. Чтобы уж точно не хватило больше ни на что сил.
Я знала, что внук увлекся анимэ-сериалом про Наруто, мальчика-подростка-ниндзя с духом девятихвостого лиса внутри. Увлекся вместе с двумя друзьями-однокашниками. И видела только, что они увлеченно пялятся в планшет, потому очень удивилась, когда внук стал показывать боевые приемы из этого анимэ, а это очень сложные движения кистями рук. Оказывается, все три друга осваивают боевой арсенал Наруто на практике. Мало того, на столе у внука я нашла изделия из картона, назначения которых сразу не поняла. Оказалось, что это разные виды оружия из того же Наруто, Мальчишки опять же втроем воспроизводят в реале то, что увидели в виртуальной реальности.
Я подумала, что мостик между двумя мирами у ребят есть, и есть потребность в их связи. Раньше дети играли в Тимура и его команду, в крапивинскую Каравеллу, потом в Сейлор Мун и человека паука. Если они умеют переноситься из одного мира в другой, то не так страшен черт виртуальной компьютерной жизни.
Наверное, детям с раннего детства нужно обеспечить условия для коммуникативного билингвизма, умение общаться и жить в мире реальных отношений и в мире, искусственно созданном. В конце концов, наше поколение с головой уходило в запойное чтение (я одна из таких бывших детей), а сейчас вместе с книгами у них есть еще истории с экрана.
Как обеспечить этот билингвизм? Опыт показывает, что малышня чуть ли не с пеленок готова сколь угодно долго пялиться в яркие экраны с мельканием пестрых персонажей, если только их оставить в покое. Внуку было года четыре, когда стало ясно, что он начинает всем занятиям предпочитать компьютер. Тогда бабушка-психолог (ваша покорная слуга) забила тревогу и срочно отправилась в детский магазин. Вернулась оттуда с набором настольно-напольных игр, в т.ч. с уже любимыми внуком героями мультиков - Смешариками, пиратами. А еще в доме появилось русское лото и монополия и "крокодил". И папа-мама тоже оторвались от своих экранов ради любимого сына, и стали всей семьей рубиться в реале прямо на полу. А еще у нас в ходу были игры-инсценировки всех любимых внуковых сюжетов с переодеваниями, беготней по всему дому, а, главное, сражениями разными видами оружия. Так был слегка подвинут электронный воспитатель.
Что интересно, у друзей внука примерно такие же молодые семьи, в которых много играли с мальчишками в "живые" игры. А по-другому им откуда знать, как можно играть?
Кроме Наруто у ребят появилось еще одно увлечение - приблудный дворовой пес Полкан. Мальчишки тратят свои личные сбережения, чтобы купить ему костей. И дрессируют его.
Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки?
Да, в общем, все из того же, что и раньше. Меняются внешние формы, а суть все та же. Только условия для ее реализации стали другими и соответственно воспитательный подход. Если раньше функцию воспитания игровой культуры в значительной степени брал на себя двор, то теперь четко - семья. И пока без весомых альтернатив.
(С) Елена Прудиус