Чижова Светлана Леонидовна; МБУ детский сад комбинированного вида №138 «Дубравушка"
Доклад «Коррекционная работа педагога-психолога с гиперактивными детьми старшего дошкольного возраста»
За последние два года воспитатели и родители все чаще обращаются к психологу с просьбами обратить внимание на детей, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Особую обеспокоенность вызывают следующие проблемы:
• С детьми трудно наладить контакт, потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся или куда-нибудь залезают, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать.
• Родители жалуются на то, что ребенок не дает им покоя - он постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним все время что-то случается.
• Во время коллективных занятий такие дети часто вскакивают с места, не понимают, чего хочет от них воспитатель, не могут выполнить задания до конца.
Излишняя подвижность, суетливость, импульсивность, эмоциональность болтливость- все это симптомы гиперактивного поведения. Черты гиперактивности начинают появляться в большинстве случаев после четырех лет и сохраняются до подросткового возраста.
Наиболее сложный период жизни гиперактивных детей связан с поступлением в школу. Несмотря на то, что после семи лет дети становятся более усидчивыми, проблемы продолжаются, и на первый план выступает так называемый «дефицит внимания». Учащимся с гиперактивностью трудно сосредоточить внимание и удержать его на чем-то одном, трудно запоминать и выполнять инструкции учителя, не отвлекаясь на посторонние раздражители. В последние годы специалисты в таких случаях ставят диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).
По результатам исследования психолога и наблюдениям воспитателей и родителей в старших группах, было выявлено 33,3% детей (за 2010-2011 уч.год) и 36% детей (за 2011-2012 уч.год) с симптомами СДВГ. Что позволило нам определить группу детей, которым необходима психологическая помощь.
В связи с этим нами была разработана коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста, цель которой снизить уровень отмечаемых комплексных нарушений у детей с СДВ, в частности: дефицит внимания, признаки импульсивности, внутреннее беспокойство, агрессию, неумение контролировать свои действия.
Исходя из этого были намечены следующие задачи:
1. Развитие произвольных процессов и внимания;
2. Развитие навыков саморегуляции и самоконтроля;
3. Содействие развитию коммуникативных умений и навыков
4. Формирование позитивного отношения к себе;
5. Воспитание у детей интереса к своему здоровью.
Задачи программы могут быть реализованы через различные формы взаимодействия в системах «ребенок-взрослый», «ребенок-ребенок». Наиболее эффективной формой является проведение групповых игровых занятий.
Занятия строятся из трех вариативных блоков.
1блок направлен на развитие внимания и памяти;
2 блок направлен на развитие коммуникативных умений и навыков;
3 блок предполагает обучение детей приемам саморегуляции и самоконтроля, управление двигательной активностью.
Принципы построения программы:
1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
2. принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых. Эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.
3. Принцип преемственности – обеспечение взаимосвязи между педагогами и психологом, педагогическим коллективом и родителями.
4. Принцип результативности – реализация права детей на получение необходимой помощи и поддержки.
5. Принцип осуществления индивидуального подхода к каждому дошкольнику.
6. Принцип ориентации на зону ближайшего развития.
Направление работы:
1. Создание социальной среды, обеспечивающей безопасное пространство для самовыражения;
2. Работа с эмоциональными переживаниями в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
3. Осуществление совместной деятельности психолога и воспитателей.
Занятия включают в себя игры на развитие внимания, элементы арт-терапии, релаксационные методы, игры на развитие контроля за импульсивностью и управление двигательной активностью, психогимнастические и телесно-ориентированные упражнения. (Необходимость введения последних объясняется тем, что, по наблюдениям медиков и психологов, гиперактивные дети не только плохо управляют своим поведением, но и плохо владеют своим телом, недостаточно ощущают части тела.)
В результате своей программы мы предполагаем следующие изменения:
- овладение детьми простейшими навыками снятия психоэмоционального и мышечного напряжения;
- сформированность у детей позитивного отношения к себе и окружающим;
- облегчение общения со сверстниками, лучшее понимание чувств других и выражение своих;
- улучшение в развитии произвольности, внимания и памяти;
- управление двигательной активностью, контроль за импульсивностью.