Елена Прудиус
Сообщения : 1080 Дата регистрации : 2011-11-15 Откуда : Тольятти
| Тема: Фильм «Надувная кукла» / Air Doll (2009) – размышления детского психолога Пн Фев 25, 2013 8:54 am | |
| Узнала о фильме Хирокадзу Корэ Эда (Япония) из цитат на интернет-страничке одной юной девушки и заинтересовалась. Сначала эти цитаты: «Кажется, что жизнь устроена так, что никто не может прожить её в одиночку. Цветам недостаточно просто иметь пестики и тычинки. Эти пестики с тычинками могут соединяться только с помощью ветра или насекомых. В жизни всегда есть что-то недостающее, что может сделать лишь кто-то другой. И кажется, что мир - это совокупность других. Однако нам неизвестно и нам никто не говорит, что мы должны сделать что-то для других. Мы живём своей обособленной жизнью, совершенно о них не ведая. Или временами обнаруживая их нежелательное присутствие. Почему? Почему мир создан так несовершенно?» - Скажите, вам известно насекомое под названием "муха-однодневка"? Муха-однодневка. Она умирает через день или два после своего рождения. Поэтому её тельце пустое. Ни желудка, ни кишок. Зато она наполнена яйцами. Это существо рождается лишь для того, чтобы дать жизнь. Люди немногим от неё отличаются. Всё бессмысленно». - Я тоже пустая. - Удивительное совпадение. Я тоже. Я весь пустой. - Мне интересно, а есть ли другие? - В наши дни все пустые. - Все? - Да, особенно те, кто живёт в таких городах. Вы не единственная. «Мы после смерти становимся сгораемым мусором». Это фильм не для семейного просмотра, но для тех, кто интересуется таинством становления личности и судьбы человека. Кое-что полезное мы смотрим без детей. Пластиковая секс-кукла принадлежит самому обыкновенному мужчине средних лет по имени Хидео. Он одинок, и кукла значит для него больше, чем просто станок для сексуальной разрядки. Он разговаривает с ней, сажает за стол во время еды, создает эффект присутствия другого человека. Возможно, поэтому кукла оживает. Она выбирает один из нарядов для интимных игр – костюм горничной – и уходит побродить по городу. Ее разум чист, если не считать опыта жизни с Хидео, она впервые узнает об огромном мире, что окружает ее крохотный прежний мирок, удивляется и радуется, как ребенок. Случайно попав в магазин, влюбляется в первого же увиденного молодого человека, продавца. Она остается там помогать, но на ночь по привычке возвращается к своему хозяину и притворяется мертвой куклой, безразлично сносящей все его прихоти. Она не пробует бунтовать и изменить свою жизнь, она лишь украдкой наслаждается тайной жизнью, как неуверенный в себе ребенок, все еще беспрекословно верящий в могущество своих родителей. Ее смущает внутренняя пустота, но от старика, сидящего рядом на скамеечке, она узнает, что и многие другие также пусты, как и она. О своей пустоте говорит и ее возлюбленный. Откуда же простенькой дешевой кукле знать о метафорическом мышлении настоящего человека из плоти и крови? Она узнает о том, что после смерти люди становятся сгораемым мусором в отличие от несгораемого, и принимает за чистую монету все рассуждения своих новых знакомых. Любимый просит разрешения выпустить из нее воздух и наполнить ее своим дыханием, а потом она из него, спящего, через проделанное ею отверстие в пупке, тоже пытается освободить его от пустоты. Но вместо воздуха оттуда льется кровь…. много крови. Рожденная для утех, надутая пустотой кукла совершает единственный, доступный ее опыту поступок – упаковывает мертвое тело в пластик и выносит на площадку для сгораемого мусора… Там же рядом она выпускает воздух из себя, становясь несгораемым мусором. Последний яркий проблеск угасающего сознания явил картину с множеством друзей, дружно и радостно поздравляющих ее с днем рождения, и ее, задувающую свечи на праздничном торте. История была бы неполной без финала с участием маленькой девочки, которая время от времени появлялась в сценах фильма со своим отцом и куклой. Эта сюжетная нить обыденной жизни вьется рядом с фантастическим сюжетом кукольной жизни как будто без всякой связи, завершается она на мусорной свалке, где девочка видит на руке сдувшейся куклы красивое колечко и совершает с ней обмен, взяв украшение и оставив свою куклу. Будет ли у маленькой девочки иная, не кукольная и не пустая жизнь, окажется ли она наполненной живым дыханием любящих ее людей, мы не знаем, но именно об этом думается. Остается ли колечко звеном связи девочки с миром сгораемого и несгораемого мусора, или просто у каждого из нас есть такое колечко в символическом плане, и нам приходится на каждом шагу делать выбор, кем быть – надувной куклой в руках кукловода или …кем-то, постоянно пребывающем в мучительном поиске смысла своего короткого существования, мы не узнаем, никто не ответит на наши вопросы, но мы можем сами искать ответы. В детской литературе есть сходные сюжеты, сразу вспомнился Пиноккио Карло Коллоди, деревянный мальчик, который больше всего на свете хотел стать настоящим, живым. Осуществить свою мечту ему было ужасно трудно, пришлось пройти через множество опасных приключений, но у него получилось! Так что от грустного взрослого кино можно через некоторое время перейти к замечательной старой книжке и прочитать ее с детьми. | |
|