Влияние мультфильмов на подсознание детей и формирование их личности
Автор
Сообщение
Елена Прудиус
Сообщения : 1080 Дата регистрации : 2011-11-15 Откуда : Тольятти
Тема: Влияние мультфильмов на подсознание детей и формирование их личности Пн Фев 10, 2014 8:10 am
Мультфильмы далеко не безобидны, как не безобидна любая новая информация, полученная ребенком. Потому что важен контекст восприятия и наличие или отсутствие прикрытия, которые в ролике почему-то жестко обозначили как родительскую цензуру. Действительно, образы экрана беспрепятственно проникают в святая святых души ребенка, его заветное чувствилище, таламус, формируя картину мира. Если ребенок видит слишком много монстров или красоток-супергероинь, то есть риск его идентификации с кем-либо из них. Или может сформироваться нежелание идентифицировать себя, например, с многодетной свиноподобной матерью (этими несимпатичными образами действительно кишат диснеевские произведения - эти фрагменты представлены в рекомендуемом ролике). И лучше бы детям смотреть что-нибудь другое, где героиня является носительницей традиционных женских ценностей - нежности, доброты, заботы, а не разбрасывает в стороны своих обидчиков, как какой-нибудь универсальный солдат. И многие знакомые родители так и сделали - убрали из дома телевизор и обеспечили детей хорошо отсмотренной самими видеотекой. Но большинство все же оставили телевизор в красном углу и детей под ним по принципу "от всего не уберечь - пусть привыкают". И это не самая плохая стратегия, если... Если мы вернемся к упомянутому контексту и прикрытию, то увидим следующие возможности. Первая, от которой хочется поскорее избавиться - дети остаются наедине с "зомбоящиком", который становится их наставником и воспитателем, и делают совершенно неизвестные взрослым выводы. Не советую даже своем врагу. Вторая - взрослые рядом. Об этом поподробнее. Во-первых, о матрицах развития. О перинатальных матрицах рождения Станислава Грофа слышали, наверное, почти все. Он доказал экспериментальным путем глобальное влияние условий формирования плода и рождения ребенка на свет на всю его дальнейшую судьбу. А вот о постнатальных (после рождения) матрицах человека нет столь серьезных исследований и теорий. Но от этого они не могут перестать существовать. Открытие огромной важности было сделано в 1935 году Конрадом Лоренцом, лауреатом Нобелевской премии, австрийским этнографом и антропологом. Исследуя поведение утят, Лоренц установил, что вылупившиеся из яйца малыши первым делом осуществляют поиск "образа матери". Единственное, что должен был делать претендент на роль матери, — это двигаться. Утята Лоренца первым увидели его и всюду следовали за ним. В течение суток у них сформировался импринт, отпечаток его образа в качестве материнского, настолько сильный, что после этого они игнорировали свою настоящую мать. Источник - К. Лоренц. "Эволюция и модификации поведения" (1965, Evolution and Modification of Behavior). С нашими детьми происходит нечто подобное, и на феномене импринтинга основана практика бондинга - установления незримой прочной связи матери и ребенка. Первой стадией бондинга является беременность, второй - роды, третьей - ранний послеродовый период. В современных роддомах, зная о феноменах импринтинга и бондинга, разрешают отцам присутствовать при родах, чтобы дитя сразу включило его в круг самых близких лиц ( в числе прочих эффектов), выкладывают только что родившегося ребенка на грудь матери, побуждая ко взгляду "глаза в глаза", оставляют с матерью в одном помещении, а не уносят в детское отделение. И на этом матрицы детско-родительских взаимосвязей не заканчиваются. Образ родителей и стратегии их поведения оставляют и в дальнейшем самый глубокий, базовый отпечаток, а точнее, становятся формой, в которой происходит отливка личности. Если мать нежна и добра, женственна и опрятна, ее образ останется доминирующим над всеми более поздними, в т.ч. мультяшными. Если отец является защитником, кормильцем и лучшим в мире конем, то для мальчика он становится главным образом для идентификации. И все в таком роде. Самые глубокие отпечатки возникают примерно до трех лет, а к пяти в целом завершается закладка базовых качеств личности. Это есть матрица и контекст развития. Поэтому лет до пяти лучше давать детям для просмотра позитивные мультфильмы нашего отечественного производства, более экологически чистые для нас в нашей культуре, чем их западные собратья. Все, что происходит после пяти лет, является не столько глубокими отпечатками, сколько наслоениями, которые, как и бытовой культурный слой, нуждаются в своевременной уборке, очищении души до ее светлой сердцевины. Это вопрос психогигиены, своего рода ежедневной ревизии всего произошедшего, примирений после ссор, прощения после наказаний, поцелуя и благословения на ночь, материнской молитвы или сосредоточенной мысли о своем ребенке. Примерно, как у Джеймса Барри в его "Питере Пэне": "Когда дети уснут, матери производят уборку в их мыслях, наводят там порядок и кладут все мысли по местам". И несколько слов о "прикрытии". Не хотелось бы эту функцию ужесточать до понятий контроля и цензуры. Прикрытие это скорее взаимодействие двух верных напарников, один из которых должен быть весь в процессе выполнения задания (это ребенок в состоянии непрерывного развития), а второй (родитель) - прикрывать его спину, тыл, обеспечивать безопасность. А, значит, вовремя реагировать на любую информацию извне, помогая либо прекратить ее доступ, либо помочь правильно переработать, усвоить и использовать. Это умение развивается в родителях постепенно, главное, чтобы была мотивация, основанная на понимании чрезвычайной важности "отмывания" чувств ребенка в мире, где всем понятно, что такое отмывание денег. Исходя из всех этих размышлений, не стала бы страшилкой номер один делать "вредные" мультики и даже все вместе взятые СМИ, если мамы и папы, бабушки и дедушки рядом с детьми.
(с) Елена Прудиус
Влияние мультфильмов на подсознание детей и формирование их личности