Наркомафия массово вербует школьников по всей стране. Журналиста «Комсомолки» драгдилеры позвали работать, приняв за старшеклассника
АНДРЕЙ АБРАМОВ
Подростков регулярно ловят за доставкой наркотиков. Советские люди охали над телесюжетами про какую-нибудь Колумбию, где дети торгуют героином. Голос диктора задавал риторический вопрос: «А как еще прокормить семью в капиталистической стране?»
Время охать пришло теперь нам, наследникам идеологических руин, читая новости ушедшей осени. В Екатеринбурге 16-летняя скрипачка в пакете из фаст-фуда разносили по городу закладки с зельем. Для отвода глаз брала с собой на прогулку трехлетнего братишку.
Закладка — это маленький сверток с наркотиком. Его оставляют в условленном месте. Когда покупатель переводит деньги на счет наркодилера, то получает сообщение о том, где спрятан товар. Типа такого: «Под красной скамейкой во дворе на Ленина, 21».
В Верх-Исетске 17-летняя школьница по вечерам просиживала у компьютера. Родители думали, что готовит уроки. Но однажды в дверь их квартиры настойчиво постучали люди в камуфляже. Оказалось, что дочь работает наркодиспетчером и через интернет координирует действия закладчиков.
В Челябинске за месяц попались пятеро старшеклассников. Двух школьниц 16 и 17 лет взяли, когда они рыли снег на обочине, делая закладки. Мимо проезжал наряд полиции и решил поинтересоваться, что делают подруги. Обе оказались из приличных семей и почти отличницы.
Подобных историй хватает и в других регионах. По данным организации «Город без наркотиков», в сравнении с прошлым годом число подростков задержанных по таким делам выросло в десять раз.
Молодежь понакупила гаджетов и отправилась жить в виртуальный мир. Там им предлагают немного подработать — взять пакетик в пункте «А» и отвезти в пункт «Б». Делов-то!
— Активно вербовать молодежь в соцсетях наркодельцы стали четыре года назад. Тогда мы отметили массовость этого явления. Подростки ориентированы на развлечение и легкие деньги, многих запросто можно подсадить на крючок, — говорит экс-генерал регионального наркоконтроля Евгений Савченко.
— Это социальная катастрофа сопоставима по масштабам с началом 90-х! — бьет тревогу известный на Урале адвокат по уголовным делам Сергей Колосовский. — За неделю ко мне обратилось три человека с одинаковой проблемой — сын попался на сбыте наркотиков. Спрашивают: что будет? Отвечаю: от пяти до десяти лет. Это за доставку всего одной закладки.
Перед следователем дети начинают оправдываться: не понимали, что творим. Та же 16-летняя скрипачка уверяла: думала, что развозит курительные смеси, который не запрещены. Так ей внушили дилеры. Но когда поняла и решила выйти из игры, наркобароны стали ей угрожать расправой.
МЕТОДИЧКА ОТ БАРЫГИ
Для несовершеннолетних дилеры даже разработали инструкцию: как вести себя, если попался полиции. Учат делать так:
— Дави на полицейских: «Я — ребенок, ничего не понимаю, что вы от меня хотите я просто гулял и нашел этот пакет». Потом начинайте кричать: «На основании закона вызовите мне адвоката».
Детская логика эту инструкция воспринимает положительно: «Ну что мне сделают за какие-то свертки с порошком?» На самом деле, биться за детей никто не будет.
— Ребенок не способен критически мыслить и не задумывается об уголовной ответственности, — говорит вице-президент фонда «Город без наркотиков» Тимофей Жуков. — Вербовщики приводят им нелепые доводы о полной безопасности такой работы. А школьник при этом думает лишь о том, чтобы заработать обещанные 80 тысяч рублей в месяц.
Дети для наркодельцов — разменная монета в игре на миллиард. У скрипачки дома было зелья на три миллиона рублей по оптовой цене. После расфасовки эта сумма увеличивалась в десятки раз. Но для наркоторговцев и это — мелкая партия.
«КЛАДЫ С ДУРЬЮ»
Меня, корреспондента газеты «Комсомольская правда» — Челябинск», недавно самого вербовали в закладчики. Все началось с сообщения в социальной сети. Возраст мой — 23 года — там не указан, фотографию профиля не менял со школы.
Наркодилер писал от имени обворожительной девушки. Фото, конечно же, было левым.
Новая знакомая сходу предложила мне делать «клады» — так называют тайники с «дурью». И обещала стабильный доход на уровне «большого начальника». Я сделал вид, что согласен. И получил ссылку на канал в «Телеграмм» — это упрощенный вариант социальной сети, похожий на обмен СМС-ками.
Переписка с диспетчером наркотрафика.
Переписка с диспетчером наркотрафика.
Я подписался на рассылку в «Телеграмм». И получил сообщение от человека под ником Профессор и фото Альберта Эйнштейна:
— График свободный. Места для закладок выбираете сами. Главное, делайте фотоотчет, чтобы товар могли отыскать. Один «клад» — 250 руб.
Профессор не упомянул, что один тайник — это еще годы в колонии. Собеседование напоминало систему мотивации сетевой компании по продаже косметики:
— У вас будет куратор и карьерный рост с возможностью открыть оптовый склад.
Кстати, это уже тянет на 15-20 лет за решеткой.
РАБОТА ПО ПАСПОРТУ
— Присылайте фото документа. Пробьем по базе «черного списка». Если не замечен как наркоман, то берем на работу. И еще нужен залог в 10 тыс. руб. Хорошо покажете себя, залог вернем. Теперь заполните анкету, — говорит Профессор.
В анкете протокольные вопросы «Как зовут, сколько лет», «Какую зарплату хотите получать? Опыт работы. В какой сфере? Опыт работы в новой сфере есть? Вредные привычки?».
Прежде, чем внедрятся в банду, я посоветовался со знакомым оперативником: посылать ли скан своего паспорта?
— Ни в коем случае, — предостерег он меня. — Раскрывать подпольные империи наркодельцов мы начинаем как раз с мелких закладчиков и их координаторов. У них из компьютеров изымают базу данных. Найдут твой паспорт и доказывай потом следователям, что ты просто собирал данные для статьи в газету, а не хотел легких денег.
— Молодежь воспринимает эту «работу», как игру и очень легкий приработок, — продолжает оперативник. — А на деле в среднем влетают на третьей закладке и — здравствуй, зона! Сегодня можно защитить человека, обвиняемого в убийстве, но за сбыт наркотиков сейчас сажают беспощадно. И это правильно, ведь сбытчик — такой же убийца.
Как победить наркоторговлю
Агрессивная социальная реклама в Интернете, на уличных плакатах, на ТВ: «Сделаешь одну закладку — сядешь на пять лет!»
Ежемесячное «промывание мозгов» в школе: детям на классном часе, родителям на собраниях.
Публичное порицание наркокурьеров. Тут мало показать преступника в криминальной хронике. Можно было бы провести в клетке по всему городу.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
В России по всем «наркотическим» статьям на 2016 год осуждено 105 тыс. человек.
Из них 2,5 тыс. моложе 18 лет (163 девушки).
Возраст на момент совершения преступления:
14-15 лет — 11 чел.
16-17 лет — 2473 чел.
1 623 чел. — учащиеся школ, колледжей
769 не учатся и не работают
По данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ за 2016 год.
https://www.chel.kp.ru/daily/26768.5/3800275/