О дне военно-морского флота, его святых покровителях и нынешних мальчишках и девчонках
Автор
Сообщение
Елена Прудиус
Сообщения : 1080 Дата регистрации : 2011-11-15 Откуда : Тольятти
Тема: О дне военно-морского флота, его святых покровителях и нынешних мальчишках и девчонках Пн Июл 28, 2014 9:23 am
Вчера, 27 июля, был день военно-морского флота в России. А сегодня был день совпадений. Потому что искала материал о воинах-иноках Пересвете и Ослябе, и узнала, что они являются святыми покровителями российского военно-морского флота. А зачем мне понадобились иноки-воины... В двух словах об этом не рассказать, придется описать то, что увидела и от чего очень расстроилась. Увидела я дерущихся мальчишек. С одной стороны - эка невидаль - мальчишки дерутся, с другой - а ведь КАК они дрались. После выяснения отношений на словах стая мальчиков дружно сорвалась с места и начала бить одного. Впрочем, они почти сразу унялись, о чем-то еще потолковали, а потом побитый мальчик уже дрался один на один с мальчиком из стаи, хотя, пожалуй, теперь можно было сказать, из отряда. Потом я спрашивала этих ребят, почему они налетели все на одного, и мне ответили, что тот, одиночка, обижал их друга, и они договорились разделиться на две группы: за него и за того парня, и поединком между группами выявить победителя. За обидчика, как оказалось потом, никто не пошел воевать, потому и налетели на него все разом. Мой собственный детский опыт наблюдения за поединками и участия в них был вполне девичий: летом в деревне мы вдохновенно мерились силами прямо посреди улицы и на кулачках, а в школе давали сдачу портфелем (полным учебников). Помню, что после этого второй раз никто меня обижать не пытался. Дрались лет до двенадцати, примерно до той же поры имели сбитые от беготни коленки, а с этого возраста вдруг что-то щелкнуло, зажили разбитые коленки, остановились летящие портфели, и почти все стали влюблены в кого-нибудь. Потом вспомнила недавнюю историю, как девочка увлеченно и ожесточенно лупила мальчика-ровесника, пинала ниже пояса и потом лежачего. Не хотелось бы смешивать драки мальчишеские и с участием девочек, но тут ничего девичьего вовсе не осталось. А еще вспомнила, как старший мальчик пинал лежачего младшего за то, что тот "достал" его. Но не смогла припомнить подобных этим картин из своего детства, может, просто мне не попадались, зато хорошо помню неписаные правила дворовой жизни: нельзя бить ниже пояса и лежачего. Мы были детьми послевоенной эпохи, страна едва успела оправиться от Великой Отечественной, и у нас на слуху почти все время были слова: "Пусть ярость благородная вскипает как волна, идет война народная, священная война". С этими словами мой отец шел в бой, с этими словами наша армия освобождала свою Родину, Европу, брала Берлин. Мы выросли под влиянием определяющих нашу жизнь эпитетов "благородная" и "священная". Но, видно, не смогли передать их дальше по эстафете детям и внукам... И вот тебе никакого благородства не видно в нынешних стихийных детских "разборках". Стала тогда мальчикам рассказывать, как раньше бились русские воины, про Пересвета с Ослябей вспомнила на поле Куликовом, как уделал Пересвет мощного Челубея мамайского, сам пал в бою, зато избавил от смерти неминуемой множество своих соратников. А потом сошлись рати Донского Дмитрия и Мамая в смертном бою, и победило русское воинство в тяжком кровопролитном бою. И вот что интересно - оказалось, что у мальчишек в точности наоборот получилось - сначала рать с ратью столкнулись, да оказалось, что рать-то с одной только стороны обозначилась, и лупят они одиночку, и уж потом два богатыря сошлись в честном поединке. Обсудили мы с мальчишками ход их военных маневров, вроде, поняли друг друга, с чего их предки всегда начинали выяснение своих отношений. Но это все о кулаках. Было еще кое-что. Ту девочку, которая лупасила мальчика ниже пояса, я тоже давно знаю, и с мамой ее после того встретилась, но не специально, а случайно. Не знала я, если честно, как ей рассказать о дочкиных подвигах, чтобы дочку не истребили воспитанием. И говорили с ней о том - о сем, о детях вообще, о жизни, какой она у ни будет. И тут у мамы вырвалось: да в этой жизни надо зубами себя защищать и не ждать, пока тебя затопчут! Вот откуда выросли ноги дочкины пинучие. Спорить с убежденным человеком я не стала (опыт показывает - это бесполезно), просто отношения стали сами собой угасать. С детьми обычно легче договориться, чем со взрослыми, и я решила познакомить близких мне детей с кусочком истории, причем, с далеких библейских времен, когда победил будущий царь Давид чудовищного Голиафа в неравной схватке, когда должны были схватиться армии Израиля и филистимлян. Юный Давид был младшим сыном Иессея, он пас отцовские стада, и не помышлял ни о чем другом. Вот как описан его подвиг в книге "Вавилонская башня и другие древние легенды" под редакцией К.И. Чуковского: "Пришёл туда Давид, видит: стоит на одном краю долины войско Саула, а на другом —войско филистимлян. Стоят войска, глядят друг на друга, никто не вступает в бой. Ту т выходит из рядов филистимлян могучий великан по имени Голиаф. Держит он в руке железное копьё, на голове у него сверкает медный шлем, на руках—медные налокотники, на груди—медный панцирь, на ногах— медные поножи. А впереди идёт мальчик-оруженосец, из последних сил тащит тяжёлый меч Голиафа. — Эй, пастухи иудейские!— кричит Голиаф, а горное эхо вторит его словам.—Найдется ли среди вас храбрец, который посмеет сразиться со мной? Если он победит меня, то мы, филистимляне, уйдём из вашей земли. А если я убью его, то станете вы нашими рабами. Ну, кто смелее всех—выходи! Я отдам твоё тело на растерзание зверям и птицам. Молчит войско Саула. Молчит сам Саул. Молчит его сын Ионафан. Нет никого, кто решился бы выйти один на один со страшным великаном. —Вы так же трусливы, как ваши овцы!— насмехается Голиаф. —Ха-ха-ха!— смеются филистимляне. «Ха-ха-ха!»—повторяет горное эхо. Подошёл Давид к братьям, отдал им лепёшки и мешок с зерном и спрашивает: —А что дадут тому, кто сразится с Голиафом и победит его? И отвечают братья: —Тому, кто победит Голиафа, царь Саул отдаст в жёны свою красавицу дочь. А зачем ты пришёл? Уходи сейчас же отсюда, здесь ротозеев не любят. — Я пришёл не смотреть на сражение, а сражаться,— ответил Давид.—Вот возьму и выйду против Голиафа. , Услышали это люди, побежали к царю Саулу и говорят: —Нашёлся смельчак, который хочет биться с Голиафом. —Позовите его ко мне!— приказал Саул. Привели Давида к Саулу. Посмотрел на него Саул и говорит: — Ну куда тебе сражаться с Голиафом? Ты еще слишком молод, а Голиаф опытный воин. Он с юных лет привык владеть оружием. И ответил Давид: — Царь, позволь мне сразиться с Голиафом! Ты прав: оружием я не владею. Но я с детства охраняю стада. Бывало, медведь нападёт на наших овец, а я догоню его и вырву добычу прямо из пасти. А если лев набросится на меня, возьму я его голыми руками за гриву, ударю об землю и убью. Я верю, что убью Голиафа, и ты поверь мне. —Что ж,— сказал Саул,—я верю тебе, иди. Дайте ему моё оружие. Надел на Давида шлем Саула и его панцирь, дал ему щит Саула и его меч. Обрадовался Давид: «Вот теперь я настоящий воин!» Хотел он даже сплясать от радости, да слишком тяжелы были для него меч, щит и броня. Сделал Давид несколько шагов, гремя тяжёлыми доспехами, и говорит: —Не по мне такая одежда, я к ней не привык. Снял он с себя шлем, панцирь, положил рядом с ним меч и щит, а вместо всего этого надел белый плащ, взял свою дорожную котомку, бросил в неё пять круглых камешков, обточенных водою ручья, сделал петлю из кожаного ремня. А в другую руку взял свой посох и пошёл навстречу Голиафу. Увидел его Голиаф и расхохотался: — Иди сюда, мой маленький! Иди сюда, мой белый барашек! Я насажу тебя на это копьё, как ягнёнка на вертел! А где же твой меч? Где твой щит? Как ты будешь со мною сражаться? — Не с мечом я иду и не со щитом,— закричал Давид Голиафу,— а иду я с именем моего народа в сердце! Я иду в бой за правое дело. А правда сильнее меча и острее копья. Ту т разглядел Голиаф, что несёт с собой Давид, и разозлился: —Ты , мальчишка, идёшь на меня с палкой и с камнями, будто я собака! —Ты хуже собаки!— закричал Давид.—Ты разбойник! Вложил он камень в кожаную петлю, начал быстро-быстро вращать её и выпустил камень из пращи. Со свистом вылетел камень и угодил прямо в лоб великану. Рухнул Голиаф на землю, загремели его доспехи, и от ужаса застонали филистимляне, а горное эхо повторило их стон. А потом поднялось над войском филистимлян облако пыж . Рассеялась пыль, и увидели воины Саула, что на том краю долины нет ни одного филистимлянина, все они ускакали прочь".
А потом можно рассказать ребятам о битве Пересвета и Челубея, вот отрывок из текста о Куликовской битве: "Монахи сделали по слову игумена своего. И дал им Сергiй ”вместо тленного оружие нетленное: Крестъ Христовъ нашит на схимахъ. И повелел им вместо шеломов возложить на себя”, и отдал их в помощь великому князю, промолвив: ”Вот тебе мои воины, а за тебя, государь, поборники”. Напоследок сказал им угодник Божiй: ”Мир вам, братья мои, пострадайте как добрые воины Христовы!” И всему православному войску дает он Христово знамение, мир и благословение. Князь же великий Дмитрий Иванович возвеселился сердцем, но не сказал никому об этом. Святой старец напутствовал его: ”Иди ко граду Москве!” И пошел он, взяв, как некое сокровище некрадомое, благословение от старца. Так Пересветъ и Ослябя оказались в русском войске, не по своей воле токмо, а по Промыслу Небесному, Божией воле, ибо святые старцы, как духоносные пророки, от себя ничего никогда не делают". Вот здесь полный и очень интересный текст, вполне доступный детям даже младшего школьного возраста с небольшими комментариями взрослых - http://www.starosimonovo.ru/battle/
Остается прицепить к этой заметке видео - о битве Давида и сражении на поле Куликовом. А так же напомнить родителям еще раз о прекрасной книге "Вавилонская башня и другие древние легенды" - ее можно найти и в живых и виртуальных библиотеках.
(с) Елена Прудиус, 2014.
О дне военно-морского флота, его святых покровителях и нынешних мальчишках и девчонках