Глоссарий:
1. киберпространство - термин, который был впервые использован в романе "Neuromancer" Вильяма Гибсона (William Gibson) о прямой сетевой организации искусственного интеллекта, это глобальное информационное пространство, в котором происходят телефонные разговоры, чаты, онлайновые дискуссии, относится к коллективной сфере электронных коммуникаций.
2. досуг — совокупность видов деятельности, ориентированных на удовлетворение физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время и связанных преимущественно с отдыхом и развлечениями: чтением, играми, танцами, посещением учреждений культуры и массовых зрелищ, любительскими занятиями, занятиями физкультурой и спортом.
3. Изоляция - защитный механизм, заключающийся в уходе от общества, от других людей; погружение вглубь себя. Человек самоисключается из межличностных контактов ради сохранения внутреннего спокойствия.
4. умение - это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно.
5. навык - это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов.
Сегодня Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни, и мы уже не представляем, как раньше обходились без него. В Интернете можно найти любую информацию и пообщаться с людьми, которые находятся за тысячи километров. Дети и подростки используют Интернет для различных целей: они встречаются и взаимодействуют с незнакомыми людьми, заводят новых друзей, получают новую информацию, играют в игры и просто «болтаются».
Опасность, в этом виртуальном пространстве в том, что дети без ведома взрослых, устанавливать контакты и поэтому проблема насилия над детьми в киберпространстве становится актуальной во всем мире.
Виды насилия над детьми в киберпространстве:
• Приставание или «обхаживание» в сети (grooming) - вхождение в доверие к ребенку с целью использовать его в дальнейшем для сексуального удовлетворения.
• Запугивание, преследование, издевательство, насмешки и другие действия - которые способны напугать, унизить и иным образом негативно воздействовать на ребенка (bullying).
• Показ материалов (мультфильмов или художественных фильмов, роликов, клипов, жёлтых новостей и т. д.), которые могут нанести вред физическому или психологическому здоровью ребенка.
• Производство, распространение и использование детской порнографии или материалов, изображающих сексуальное насилие над детьми.
Родители могут сделать многое для безопасности детей в Интернете, проявляя интерес к занятиям своего ребенка. Чаще общайтесь с детьми, спрашивайте о виртуальных друзьях, интересуйтесь, какие темы обсуждает ваш ребенок в чатах и на форумах.
Кроме использования функции «родительский контроль» в антивирусах, который не всегда эффективен, необходимо заполнить свободное время ребёнка продуктивным досугом.
С раннего возраста методом проб и подборов нужно выбрать для ребёнка секцию, клуб, студию в которой ребёнок мог бы, проводить своё свободное время для личного самосовершенствования.
Многие родители мне говорят, что времени на посещение студий и клубов с ребёнком не хватает. Но если представить своего ребёнка уже в состоянии зависимости от компьютерных игр, или целый день сидящего у экрана телевизора, то времени будет уходить ещё больше в очередях к врачам и психиатрам.
Лучший вариант - найти секцию для ребёнка, в которой тренер или руководитель данного кружка сам живёт по принципам дружбы, любви, добра и света. Родители могут выбрать в нашем городе такие центры по дополнительному развитию детей. Общение с такими людьми это настоящий подарок не только для ребёнка, но и для родителей.
Все мы знаем, что ребёнок с детства учится приобретать умения и навыки в любой области бытия. И этот процесс сложный, и не каждый в этом процессе доходит до логического завершения, когда умение переходит в другое состояние навык.
Когда с ребёнком начинают заниматься с раннего возраста, у него процесс из умения в навык переходит легко. Процесс понимания, узнавания, воспроизведения, применения, а затем желанного творчества проходит сначала с родителями, а затем и самостоятельно.
В нашей студии раннего развития «Солнечный ребёнок» мы готовим детей к этому самостоятельному умению (и как результат - творчеству) с одного года.
С четырёх лет начинаем изучать географию. Что значит - изучаем? Мы играем в эту науку. Присутствие на уроках родителей желательно. Ребёнок учиться играть вместе со взрослыми, он с родителями познаёт и сопереживает. Родители давно забыли, где какие страны находятся, и, приходя на урок, учатся вместе с ребёнком, радуются, что теперь знают сами географию. Мы показываем сказки, где герои имеют имена такие же, как и страны одного континента. Вам просто нужно вспомнить сказку и вы не перепутаете, на каком континенте находится какая страна.
С пяти лет изучаем тело человека, изучаем не только как анатомическое строение и функции систем, но и находим аналогии с миром, который нас окружает (что внутри, то и наружи). Поём и слушаем песни, легенды которые связаны с внутренним строением организма через мысли образы. Изучаем атомы, молекулы строим их из конструктора, записываем (даём имена). Идёт игра, в которой всё имеет смысл и значение.
С шести лет изучаем историю искусств. Художники, картины, музыка, стихи, рассказы - всё это рассматривается как сокровищница. И ценности отношения у ребёнка к сокровищам совсем другие. И картины в их глазах оживают и начинают жить в их воображении. Дети узнают картины и могут рассказать о них истории, могут придумать, что будет после того, когда художник закончит писать свою картину, как оживут его герои и что они могут нам поведать о себе, мире в котором они живут.
С семи лет мы делаем с детьми мультики. Они могут быть рисованные, из пластилина или конструктора, а иногда и предметы начинают оживать. Если детям помочь организовать пространство для съёмки, то они очень увлечённо будут творить.
Летом наша организация проводит фестиваль «Обереги семьи» мы выезжаем палаточным городком на семь дней и проводим разные мастер-классы, для детей и для взрослых. Водим хороводы, проводим семейные праздники.
Наш опыт семилетней работы с детьми раннего возраста показывает свои положительные результаты. Дети начинают проявлять интерес к живому общению, умеют играть друг с другом и договариваться. Их интересует многие аспекты в жизни, они знают, как одну информацию систематизировать и связать с другой информацией. Они заходят в Интернет-пространство, знают, зачем они туда пришли, и свой интерес в этом океане разночтивости.
Выделяйте время на общение с ребёнком хотя бы 2 часа в день, но целиком и полностью, даже в мыслях только для ребёнка. Каждый получит в результате и принятие, и уважение, и самостоятельность, и любознательность со стороны тех, за кого мы в ответе.
Желаю каждому, кто читал эту статью, найти в нашем городе свою стаю. И лететь вместе в тёплые края, где есть свет, радость, счастье и любовь. Быть счастливым в одиночку не получится. Мы можем только вместе решить вопросы, которые сейчас волнуют многих родителей. Только объединившись, мы сможем устоять в этом киберпространстве.
Я желаю всем счастья, Елена Опенченко, руководитель центра раннего развития «Солнечный ребенок».
Наш сайт: http://www.студия-раннего-развития.рф/ , почта: open.64@mail.ru, тел. 25-14-32, адрес: ул. Победы 35 (вход с разрисованного торца).