Часто утверждают, что среди представителей двух породнившихся семей женщины между собой поддерживают отношения более напряженные, чем мужчины. Что ж, я не мужчина и могу согласиться с таким утверждением без риска быть обвиненной в какой-нибудь «гендерной дискриминации». Да, мне почему-то действительно кажется, что в «родственные» конфликты женщины вступают активнее мужчин. Подразумеваю «классические» линии конфликтов: свекровь и невестка, теща и свекровь.
Трудно представить себе молодого мужа, который бы при первой возможности жаловался друзьям на тестя или с нотами презрительного снисхождения рассказывал про него: «Народ, вы представьте, этот странный человек вчера принес нашему сыну та-а-акую футболку! Просто диву даюсь, что за вкус у него». Зато для невестки часто едва ли не каждый второй шаг свекрови глуп, а каждый третий – «ни в какие ворота», даже если ей хватает такта не говорить об этом вслух.
«Ой, она снова накупила сыну какой-то безвкусной дешевки и думает, что нормальный человек это станет носить!», «Ну, со свекровью говорить бесполезно…», «Муж мой из такой семейки… и вспоминать не хочется!» – это мемы «навскидку» из обычных женских разговоров (в том числе из разговоров верующих женщин). Примерно так же невесток воспринимают и свекрови, в то время как тести, рассуждая о зятьях, часто всего лишь плечами пожмут: «Ну, я в его годы был другим… Впрочем, дочери нравится – и ладно». Отчего так?
Не хочется штамповать расхожее «женщины стервознее мужчин» и «им больше нечем заняться». В мужской среде конфликтов не меньше, просто решаются они жестче, а потому быстрее. Иногда даже со скоростью рассекающего воздух кулака. Все основные страсти свойственны человеку вообще, а не представителям того или иного пола, но от пола очень зависит, какая страсть с какими нюансами (порой даже гормональной природы) громче «рванет» в определенной, типичной для этого пола роли и ситуации.
Особенность женской роли в том, что брак для нее – это всегда экзамен. Как собственный, так и брак ее ребенка. Женщина всегда интуитивно чувствует, что основная ответственность за воспитание детей лежит на ней. На мужчине – ответственность за общую стратегию, условия, атмосферу, ресурсы, в которых проходит воспитание. А ответственность женщины более конкретна: приучила к порядку – или вырастила неряху, занималась развитием детей – или пустила всё на самотек, научила тому, другому, пятому – или не научила. А где больше конкретики – там легче проверить и выставить двойку. Мужчину в собственных глазах неплохо аттестует должность, социальный статус. А женщина, даже с прекрасной карьерой, воспринимает как позор и жизненное кораблекрушение недостатки своих детей и мучается от них, но чем больше мучается – тем старательнее иногда хочет скрыть «плохую игру» за маской апломба.
Драматизм брака в том, что он – как бы экзамен для трех женщин одновременно: для молодой жены, для тещи и для свекрови. Теща «держит ответ» перед зятем и свекровью: хорошую ли хозяйку она вырастила, умную ли девушку в целом. Свекровь «виновата» перед тещей и перед невесткой за каждый «не такой» шаг собственного сына. А отношения невестки со свекровью обычно обостряются с рождением ребенка – ведь теперь молодая жена «проходит проверку» не только как хозяйка, но и тоже как мать.
Признавать свои ошибки непросто. И почти подсознательно избирается тактика: лучшая защита – это нападение.
Но если где-то в глубине души (порой, конечно, очень глубоко) любая женщина свои педагогические и прочие ошибки хотя бы смутно видит, то признавать их прилюдно, да еще и перед лицом другой женщины (ведь конкурентки!!!) – бывает ой как непросто. И тут почти подсознательно избирается тактика: лучшая защита – это нападение.
Еще никто и ни в чем вслух не пытался обвинять ни молодую жену, ни ее маму, но они уже заранее вступили в крепкую коалицию с девизом: «Ну чего ждать-то, от его-то семьи!» Как говорится, только в России фраза «он весь в отца» – это чаще всего ругательство. А еще чаще звучит: «Ну, мамочка его так воспитала, что поделаешь!» А что такое страшное-ужасное «воспитали» в молодом муже, чего нет у других «двуногих»? Да даже если ничего – приходится искать! Ведь только на фоне «глупой» свекрови ты выглядишь презентабельно в собственных глазах. И лишь на фоне «ужасной» невестки ты можешь оглядываться на свою жизнь не с раскаянием, а с «законной» гордостью.
Женщина интуитивно чувствует, что ее ребенок в его новой, замужней или женатой жизни не может быть абсолютно идеален и ни в чем не виноват, и, соответственно, выходит, что неидеальна она – мать, воспитавшая такого ребенка. Но на уровне осознанных мыслей, фраз и действий она (и, конечно, ее Машенька или Петенька) неоспоримо, абсолютно, безнадежно, непробиваемо – права. Молодая жена тоже смутно догадывается, что как хозяйка она далеко не подарок, и потому болезненно, неадекватно бурно реагирует на любой намек свекрови вроде: «Оля, хотите мы вам “посудомойку” подарим?»
Однако, если вовремя не увидеть в своих «идеальных» поступках, словах, правоте, презрительном фырканье просто мелкого, пустого, ни на чем не основанного самооправдания с самоутверждением, то ценой такой слепоты может стать целая жизнь – жизнь семьи.
Да, всякий грех – лишь изуродованная добродетель, и подобное болезненное отношение к собственному имиджу в глазах других женщин (и в собственных тоже) – это просто пародия на покаяние. Мы способны к покаянию, у нас есть этот дар, есть совесть, но часто вместо внимательного взвешивания собственной жизни и собственных недостатков перед очами Божиими нам удается лишь переживать о том, как бы нам «не опозориться» в глазах новых родственников. И оттого мы враждуем на них – невольных свидетелей нашего несовершенства, как будто бы они в нем виноваты…
Конечно, у женских конфликтов в семье много граней. Среди них и такие особо острые, как собственничество и ревность. Но это, пожалуй, отдельная, слишком обширная тема…
Елена Фетисова
5 декабря 2014 года
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/75635.htm