Ваш комментарий ВКонтакте |
|
Последние темы | » С наступающим Новым Годом!Вс Дек 31, 2017 8:46 am автор Admin» Кэрол Двек — о том, как похвала влияет на дальнейшее обучение ребёнка Вс Дек 31, 2017 5:58 am автор Admin» Современная молодежь – самое правильное из всех поколений, какие только можно себе представитьСб Дек 30, 2017 8:48 am автор Admin» Ролик о самоопределении подростков, стадности и индивидуальностиСб Дек 23, 2017 4:57 am автор Admin» В России открылась горячая линия для уставших мам Вт Дек 12, 2017 3:53 am автор Admin» Дети, которые изменили мирВт Дек 12, 2017 3:51 am автор Admin» Глава МЧС наградил детей, спасших людей в экстремальных ситуацияхВт Дек 12, 2017 3:34 am автор Admin» Снова на повестке дня детские конкурсы красотыВс Дек 10, 2017 7:44 am автор Admin» Это нужно знать каждому - об использовании подростков наркомафиейВс Дек 10, 2017 7:43 am автор Admin» Как вовремя заметить депрессию подростка Пн Дек 04, 2017 6:54 am автор Admin» Мама, а кто тебе больше важен – отличник, или такой, как я? Пн Ноя 27, 2017 6:33 am автор Admin» Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитиемВс Ноя 26, 2017 7:34 am автор Admin |
Окна сайта | О проекте - Все о детях плюс детская психология
У автора - авторские статьи, заметки, комментарии, рецензии и репортажи о детях и детстве
У автора - вещие сказки, сказочные вещи, сказочные уроки и сказкотерапия
У автора - игры и игровая терапия
Консультация детского психолога в Тольятти
Мир изнутри - глазами детей и подростков
Сопровождение роста и развития ребенка
Здоровье и профилактика его нарушений
Детская безопасность
Витамины детского развития – сказки, игры, творчество
Материал для развивающих занятий
Проблемы, семейные и детские, их решение, психология семейной жизни
Подростки и их родители
Культура в жизни семьи и ребенка
Дошкольные учреждения и ребенок
Школа и наши дети
Ребенок с особыми нуждами, его развитие
События в тольяттинском центре иппотерапии Живой мир
Детским психологам Тольятти
Православная психология семье и детям
|
Поддержка проекта | 410011997758485 - номер Яндекс-кошелька, карта "Маэстро" СБ России - 63900254 9005918833
|
|
| Современная ситуация семьи, имеющей ребенка в обществе. Неблагополучные семьи, неполные, слишком занятые родители, напуганные родители, феномен дауншифтинга и маргинализации семей | |
| | Автор | Сообщение |
---|
Admin Admin
Сообщения : 1166 Дата регистрации : 2011-11-14
| Тема: Современная ситуация семьи, имеющей ребенка в обществе. Неблагополучные семьи, неполные, слишком занятые родители, напуганные родители, феномен дауншифтинга и маргинализации семей Вт Фев 14, 2012 9:55 am | |
| Федорова Олеся Петровна, педагог-психолог, МБУ детский сад №199 «Муравьишка»
Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой. Тема семьи была, есть и будет, на мой взгляд, всегда актуальной и для многих исследователей она является краеугольным камнем в понимании личностного развития и социальных отношений. Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и что для нас еще важнее - коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Во-первых, большое количество семей однодетны и состоят из двух поколений - родителей и детей; бабушки и дедушки, другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения. Во-вторых при сохранении традиционного разделения «мужского» и «женского» труда первый в массе семей сведен к минимуму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной ее руководящей ролью в семье и внедомашней занятостью. В-третьих, сложнее и проблематичнее стали отношения детей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Дети нередко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает - на смену ему должен приходить авторитет личности родителей. Семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и процессов и которому присущи многочисленные социальные функции. Трудно найти другую социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей, в которой разворачиваются основные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью каждого индивида, что накладывается отпечаток на все его развитие. Важнейшая функция семьи - социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Совершенно очевидно, что приоритет семьи как основной формы социализации личности обусловлен естественно-биологическими причинами. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Поэтому ограничимся несколькими аспектами. Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола ребенка. В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка. В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. Родители, которые сами в детстве пережили недостаток внимания, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь. В-пятых, семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов, возможные аспекты и способы того и другого. Поскольку большинство населения в нашей стране проживает в семье, постоянно или какой-то период времени, в семье находят отражение все социальные проблемы, характерные для современного общества. В связи с этим встает вопрос, остается ли семья фундаментальным социальным институтом, вне рамок которого существование человека невозможно. Этот теоретический вопрос подкрепляется все усиливающейся нестабильностью семейного образа жизни, нарастанием кризисных явлений, которые свойственны и нашей стране, переживающей социально-экономические трудности в функционировании своих семей. Нестабильность выражается прежде всего в возрастании числа разводов и опасности развода для каждой семьи. Нестабильность семейной жизни проявляется также в постоянном сокращении числа детей на каждую семейную пару. Наконец, признаком нестабильности семейного образа жизни можно считать появление и утверждение в качестве устойчивого жизненного сценария одиночества как привлекательного и комфортабельною стиля жизни. Невыплаты заработной платы, банкротство предприятий, безработица, влияют как на материальное положение, так и на социально-психологическое самочувствие работающих. Разрушение стабильности социального статуса, потеря уверенности в защищенности и незыблемости семейного мира отрицательно действуют на взрослых и детей в семье. Иногда это может привести к выталкиванию детей на улицу. Все это способствует появлению нескольких негативных феноменов в современном обществе. Даунши́фтинг (англ. downshifting, переключение автомобиля на более низкую передачу, а также замедление или ослабление какого-либо процесса) — термин, обозначающий жизненную философию «жизни ради себя», «отказа от чужих целей». В России дауншифтинг чаще всего воспринимают как переселение в развивающиеся страны (особенно популярны Индия и Тайланд). Дауншифтинг представляется его последователям протестом против идеалов общества потребления, и приверженность к дауншифтингу оправдывается рядом «недостатков», присущих обществу потребления — главным образом, отрицанием необходимости развития человека как личности Обеднение части семей, угроза потери социального статуса привели к массовой невротизации населения, развитию дезадаптации и, как следствие, росту заболеваемости, смертности и росту маргинальной среды. Часть таких семей обладает наследственной дегенерацией, которая проявляется не только в психических заболеваниях или дебильности, но и в полной эмоциональной выхолощенности. Статистика подобных семей в России отсутствует, но их наличие и рост их числа - эмпирический факт. Массовое образование маргинальных (marginalia (лат.) — находящихся на обочине) семей, неспособных самостоятельно решать свои проблемы, постоянно нуждающихся в помощи государства, в ближайшем будущем без принятия кардинальных мер, может привести к социальной катастрофе. Кроме того, наличие неполных семей, семей социального риска, проблемных семей, только усугубляет общее положение.
Литература 1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи/А.И.Антонов, В.М.Медков.- М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), 19%. —304с. 2. Балабанов С.С. Типология мотивов иметь или не иметь детей// СоцИс.-2009.-№7-С. 129 -136. 3. Гурко Т.А. Актуальные проблемы семей в России/Т.А. Гурко.- М.:Институт социологии РАН, 2006.-223с. 4. Дорно И.В. Современный брак: проблемы и гармония/И.В.Дорно.-М.:Педагогика,1990.-272с. 5. Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. Материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. Для учителя/С.В. Ковалев.-М.:Просвещение,1988.-208с.-(Психол.наука - школе). 6. Ковалев С.В. Психология семейных отношений/С.В.Ковалев.-М.:Педагогика, 1987.-160с.-(Педагогика - родителям). 7. Морган Л. Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации/Л.Г.Морган; Перевод с англ. М. О. Косвена. – Л.:Издательство института народов севера ЦИК СССР, 1935. – 352с. 8. Меньшутин В.П. Помощь молодой семье: заметки психолога/В.П. Меньшутин.-М.:Мысль, 1987.-203с.:ил. 9. Мустаева Ф.А. Социальные проблемы современной семьи//СоЦис.-2009.-№3-С.109-113. 10. Сысенко В.А. Устойчивость брака: проблемы, факторы и условия/В.А. Сысенко.-М.: Мысль, 1981.-210с. 11. Сысенко В.А. Супружеские конфликты/В.А.Сысенко.- М.:Мысль, 1983.-280с. 12. Турецкая Г.В. Деловая активность женщин и семья//СоЦис.-2001.-№2-С.67-73.
| |
| | | maggy
Сообщения : 1 Дата регистрации : 2012-02-09
| Тема: Re: Современная ситуация семьи, имеющей ребенка в обществе. Неблагополучные семьи, неполные, слишком занятые родители, напуганные родители, феномен дауншифтинга и маргинализации семей Чт Фев 16, 2012 9:31 am | |
| | |
| | | Елена Прудиус
Сообщения : 1080 Дата регистрации : 2011-11-15 Откуда : Тольятти
| Тема: Re: Современная ситуация семьи, имеющей ребенка в обществе. Неблагополучные семьи, неполные, слишком занятые родители, напуганные родители, феномен дауншифтинга и маргинализации семей Чт Фев 16, 2012 2:48 pm | |
| - maggy пишет:
- Что же делать-то?
Вот и будем на конференции пытаться разобраться - что делать? Потому что кое-кто уже делает что-то конкретно и готов поделиться. Вот только одного простого ответа, как обычно, не будет. Надеюсь, что не будет. | |
| | | | Современная ситуация семьи, имеющей ребенка в обществе. Неблагополучные семьи, неполные, слишком занятые родители, напуганные родители, феномен дауншифтинга и маргинализации семей | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |