Школа как таковая не может не интересовать, ведь там растет наше будущее. Получив приглашение на концерт в вальдорфскую школу-сад, на котором должны были представлять свое искусство эвритмии приезжие выпускники школы, имеющей отношение к вальдорфской педагогике, я с большим интересом откликнулась. И мне очень повезло, что я приехала пораньше – я смогла познакомиться с учительницей из Голландии, Марией Ламбрехт. Ей сильно за 60, и выглядит она как обыкновенная старушка, сухонькая и быстрая, но у нее удивительно живые глаза. Она много-много лет проработала в вальфдорской школе, и трое детей тоже закончили ее, а теперь там учатся внуки. Я спросила: Что такое Вальдорфская школа? Очень интересный ответ был: это когда учительница встречает каждого ребенка у входа в класс, приветствует его и смотрит в глаза. У нее в классе было по 30 и более учеников. А потом они разговаривают о том, как они доехали на автобусе, какая погода… «дети есть дети, им надо бегать, они не могут сидеть сложив руки ровненько на парте, и поэтому мы двигаемся, читаем сказки, играем на флейте…».
-Какой он, выпускник вальдорфской школы?
Ответ ошеломил меня:
-Очень богатые чувства, у него моральные, креативные и религиозные аспекты – все развиты.
Возможно ли услышать у нас о развитых чувствах выпускника школы как реализации ее задачи?
-Кто же получается в результате такого обучения, ведь есть стандарты образования?
– Каждый ребенок становится тем, к чему предрасположена его природа, исходя из его наклонностей, темперамента, характера, кто-то станет профессором, а кто-то будет работать руками, станет плотником или парикмахером.
- Но ведь родители хотят, чтобы их дети были успешными, закончили институт, стали докторами, юристами, бизнесменами?
– Это очень хорошо, но нужно задать вопрос: счастливы ли они? У выпускников вальдорфской школы очень большое сознание о себе, у них крепкая воля. Когда у меня есть идея, идеал – это не только думать, мечтать, а делать. Я знаю, что я могу ДЕЛАТЬ. Тогда есть баланс. Очень большие социальные возможности дает такой подход, здесь учат совместному действию, и строить собственный фундамент в жизни - каждый человек через свое открытие, это самое главное. В государственной школе этому не учат. Там есть предметы, акцент на результат – «самые лучшие», «неуспевающие» - там конкуренция, а это антисоциально. Самые лучшие ученики стоят в центре! Но все люди нужны, не только профессора.
- Зачем нужно играть на флейте будущему плотнику?
- Во-первых, это дыхание. Когда ребенок играет на флейте, он учится правильно дышать. Затем он извлекает звуки, и учится слушать красоту, гармонию. Потом дети играют все вместе, ансамблем, и это очень социальное действие. Услышать каждого, каждый важен.
Высказывания Марии удивительно ложатся на мои мысли о том, какое будущее я бы хотела для своего внука. Действительно, какая разница, КЕМ он будет, важно, каким. Конечно, счастливым, конечно, гармонично развитым, свободным в выборе своего пути, имеющим «собственный фундамент». И очень важно еще, чтобы он жил в таком обществе, где люди умеют взаимодействовать на благо всех, где слышат каждого.
Когда мы прощались, Мария сказала:
- Я очень счастлива! У меня есть дети, у меня есть внуки. Это как движение, которое развивается всегда, и происходит в балансе.
Я благодарна судьбе, что дала мне познакомиться и с Марией, и со школой-садом «Радость», и желаю всем процветания и развития!
Людмила Петрова
http://vk.com/mamalyu?w=wall170750752_684%2Fall