Случайно нашла работу П.А. Кропоткина, большого русского ученого и анархиста, "Взаимопомощь, как фактор эволюции". Нет, конечно, не случайно, могла и не заметить.
Зацепило, что название как бы в пику всему, чему учили в школе и дальнейшем, что борьба за существование (естественный отбор) это движущая сила эволюции, что самореализация это весьма высокая социально-психологическая ценность, что в этой жизни нужно уметь постоять за себя и т.д.
А вот выдержки из книги старого анархиста:
"Я вовсе не руковожусь любовью к хозяину данного дома, — которого я часто совершенно не знаю, — когда увидав его дом в огне, я схватываю ведро с водой и бегу к его дому, хотя бы нисколько не боялся за свой: мною руководит более широкое, хотя и более неопределенное чувство, вернее инстинкт, общечеловеческой солидарности, т. е. круговой поруки между всеми людьми, и общежительности. То же самое наблюдается и среди животных.
Я, конечно, менее всего склонен недооценивать роль, которую самоутверждение личности играло в развитии человечества. Но этот вопрос, по моему мнению, требует рассмотрения, гораздо более глубокого, чем какое он встречал до сих пор. В истории человечества, самоутверждение личности часто представляло, и продолжает представлять, нечто совершенно отличное и нечто более обширное и глубокое, чем та мелочная, неразумная умственная узость, которую большинство писателей выдает за «индивидуализм» и «самоутверждение»."
Справка о П.А. Кропоткине и его учении из Википедии:"По мнению П. А. Кропоткина, анархизм происходит из того же революционного протеста, того же людского недовольства, что и социализм; и результатом революции он видит установление «безгосударственного коммунизма», новый общественный строй виделся ему как вольный федеративный союз самоуправляющихся единиц (общин, территорий, городов), основанный на принципе добровольности и «безначалья». Предполагалось коллективное ведение производства, коллективное распределение ресурсов и вообще коллективность всего, что относится к экономике, к сфере услуг, к человеческим взаимоотношениям. Коллектив представлял бы собой группу заинтересованных в своей деятельности людей, которые понимали бы, зачем и для кого они все это делают, чего было бы достаточно для их добровольной деятельности.
Будучи пытливым учёным, талантливым историком, высокообразованным человеком, П. А. Кропоткин пытался подвести под анархизм какую-либо научную основу и аргументированно показать его необходимость, для него анархизм представлялся философией человеческого общества. Метод познания П. А. Кропоткина основан на едином для всех законе, законе солидарности и взаимной помощи и поддержки. Он стремился доказать, что дарвиновское положение о борьбе за существование следует понимать как борьбу между видами и взаимопомощь внутри видов. Взаимная помощь и солидарность — двигатели прогресса".
Кропоткин приводит серьезный ряд наблюдений из мира живой природы и человеческих сообществ на разных фазах его развития - очень познавательно и доказывает преимущество коллективистической культуры над индивидуалистической. А мы делаем часто неосознанный выбор в пользу той или другой, воспитывая своих детей. Кого мы воспитаем и пойдет ли им это на пользу?