Московский школьник Степан прославился после поста его мамы на Facebook. Женщина попросила пользователей «ВКонтакте» поддержать лайками ее сына, поскольку одноклассники засмеяли его за посты про динозавров и лего. На ее просьбу откликнулось множество пользователей сети, и событие получило вирусную популярность. «Лента.ру» изучила историю сетевой славы обычного московского школьника.
Путь к успехуПост, вызвавший ажиотаж в соцсетях, был опубликован 18 апреля. Мать Степана рассказала в Facebook, что мальчика очень расстраивает то, что одноклассники считают его «лузером» из-за непопулярности во «ВКонтакте», и попросила своих знакомых «полайкать» его посты.
Широкую огласку история получила вечером следующего дня. Степана поддержали постами на его стене многие известные люди: бывший замглавы Роскомнадзора Максим Ксензов, директор по стратегическим коммуникациям Mail.ru Group Георгий Лобушкин, бывший пресс-секретарь «ВКонтакте» Владислав Цыплухин.
Кроме того, компания Mail.Ru Group пообещала подарить Степану столько конструктора Lego, сколько сам мальчик захочет, а глава Mail.Ru Дмитрий Гришин решил подарить ему робота BB-8 из новой части «Звездных войн».
Музыкант Василий Вакуленко, известный как Баста, записал для Степана видеообращение, в котором посоветовал ему быть достойным человеком и добиваться своих целей, не ориентируясь на количество лайков.
Многие поделились со Степаном историями о том, как они продолжают интересоваться «детскими» вещами, будучи уже взрослыми людьми. Пользователи «ВКонтакте» показали мальчику фотографии своих динозавров и конструкторов, сопровождая снимки комментариями в духе «Мне 30 лет, но я до сих пор играю в Lego» или «Динозавры — это круто».
Также Степан получил в качестве поддержки от администрации «ВКонтакте» золотой рейтинг. Теперь под аватаркой в его профиле располагается золотая шкала, а его «крутость» оценена в 146 процентов. Систему рейтингов из «ВКонтакте» убрали еще в 2011 году, так что Степана можно считать единственным обладателем некогда модной опции.
Кроме того, «ВКонтакте» запустила специальный хештег #LikeStepan, которым пользователи помечали посты в поддержку мальчика, а также создали несколько специальных тематических сообществ.
Утром 20 апреля Степан поблагодарил всех, кто откликнулся на просьбу его мамы, и попросил не писать на его странице нецензурные слова. На момент публикации материала последняя запись на его странице набрала более 15 тысяч лайков, а его фотографии пользователи «ВКонтакте» поставили почти 18 тысяч отметок «Мне нравится».
Не червонец, чтобы всем нравитьсяНа появление нового тренда пользователи сети традиционно отреагировали созданием мемов и коллажей с фотографиями мальчика. Так, например, Степан появился вместо Аль Пачино на знаменитом кадре из фильма «Лицо со шрамом» и «снялся» в клипе репера PHARAOH, многие обыгрывали в своих коллажах тему динозавров.
Однако история показалась милой далеко не всем. Некоторые пользователи упрекали мальчика в том, что он пытается «доказывать свою значимость» с помощью популярности в социальных сетях. Многие отмечали, что лайки — это не главное в жизни. Появились и те, кто с иронией просил «полайкать их фотки», чтобы повысить им самооценку.
Некоторым история напомнила сюжет одного из эпизодов мультсериала «Южный парк» (South Park). В серии You Have 0 Friends («У вас нет друзей») рассказывалось о мальчике, который был очень несчастен из-за отсутствия друзей в Facebook. То, что история из мультсериала воплотилась в жизнь, по мнению авторов подобных комментариев, убедительно доказывает, что «мир сошел с ума».
Пользователям сети также показалось, что популярность пришла к мальчику незаслуженно, и «заваливать лайками» его не за что. Сторонники этой точки зрения посчитали, что таких мальчиков, как Степан, миллионы, поэтому внимание СМИ он получил незаслуженно.
Появились и предположения о «коррупционной» составляющей дороги Степана к славе. В комментариях к его записям выдвинули версию, что вся эта история — пиар-акция, организованная одним из админов «ВКонтакте». Некоторые даже решили, что мама мальчика проплатила распространение поста, чтобы привлечь внимание к своему турагентству.
Были и пользователи, посчитавшие, что известность во «ВКонтакте» не поможет мальчику завоевать авторитет среди сверстников, а вызовет обратный эффект. Как предположили сторонники этой точки зрения, широкое внимание СМИ к Степану превратит его в объект насмешек.
Некоторые критиковали мать мальчика за ее пост. По их мнению, подобные методы воспитания сделают из ребенка «маменькиного сыночка, который сам ни на что в жизни способен не будет».
Того же поля ягоды
Степан, безусловно, не первый мальчик, получивший вирусную популярность в социальных сетях. Например, осенью 2015 года в интернете обсуждали инцидент с участием техасского школьника Ахмеда Мохамеда, который прославился тем, что его задержали прямо в школе за самодельные часы, которые учителя приняли за бомбу.
После инцидента президент США Барак Обама пригласил Мохамеда в Белый дом и назвал его часы «классными». Основатель Facebook Марк Цукерберг заявил, что «будущее принадлежит таким людям, как Ахмед», а также добавил, что изобретение мальчика заслуживает аплодисментов, а не ареста. Цукерберг пригласил Мохамеда посетить офис Facebook, если он пожелает. Потом мальчика позвали еще и на встречу постпредов стран-членов ООН.
Мохамеду предложили поучаствовать в научном конкурсе для школьников Google Science Fair, а Twitter и Reddit пригласили его на стажировку. В поддержку Ахмеда выступило даже NASA — в день инцидента он был одет в футболку с логотипом космического агентства.
Однако спустя несколько недель после инцидента Мохамед вместе с родителями уехал из США в Катар. Причиненный мальчику моральный ущерб семья позже оценила в 15 миллионов долларов.
Похожая история произошла в России в 2012 году: пользователи соцсетей помогли исполнить мечту московского школьника Севы, который больше всего на свете хотел покататься на легендарном автомобиле DeLorean, «машине времени» из фильма «Назад в будущее», а таких машин в России всего две.
Перед днем рождения мальчика его мама написала объявление, в котором просила помочь найти контакты владельцев DeLorean. Ее текст получил вирусную популярность в социальных сетях, и в итоге владельцы обоих автомобилей сами связались с ней и предложили исполнить мечту сына.
Ксения Кривотуловаhttps://lenta.ru/articles/2016/04/20/put_k_uspekhu/
PS. Эта история вызывает аллюзию на биографию Кристофера Робина Милна, главного героя сказок его отца Александра Милна и друга Винни-Пуха. "Он, будучи застенчивым и необщительным ребенком, постоянно подвергался насмешкам однокашников. Педагоги выделяли его из общей массы, поскольку отец сделал его «звездой» — книга «Винни-Пух и все-все-все» к тому времени стала в Англии бестселлером. Ее прочитали все — от мала до велика. Ровесников Кристофера это раздражало. И раскусив, что робкий «маменькин сынок» не способен дать отпора, буквально глумились над ним. Наиболее обидным было издевательское цитирование отрывков из книги, а также стихотворений, которые Алан Милн посвятил сыну". http://svpressa.ru/culture/article/81494/.
Можно предположить, что подобная известность скоротечна и, если мальчик Степа не подкрепит ее на самом деле интересным содержанием своей стены, то вскоре вернется к своему разбитому корыту. Маме стоит позаботиться о том, как помочь сыну справиться с забвением бывших фанатов и обрести настоящее, а не липовое признание.
О самой природе подобных экшн. В природе современного человека есть очень много от архетипа Спасителя, который проявляется в потребности помогать слабым, спасать угнетенных и т.д. - особенно в ситуации социальной нестабильности и рисков. Спасая другого, мы символически спасаем и себя. Этим объясняются фантастически быстрые и огромные сборы на лечение детей, больных раком, в соц. сетях и через ТВ, горячий отклик на судьбу брошенных котят и угнетаемых школьников. Немалый процент участвующих в подобных экшн составляют прицеперы, не упускающие случай прокатиться за чужой счет и словить на свой счет несколько лайков.