В День учителя со всех высоких трибун как всегда звучали слова благодарности и признательности педагогам и обещания очередного повышения заработной платы. Сами же учителя даже просто поговорить о ситуации в образовании соглашаются неохотно. Говорят, надоело всё. Почему так невесело многим в свой профессиональный праздник? Мы спросили у Надежды ПОЛЫНОВОЙ, заслуженного учителя России, самарского педагога с 40-летним стажем
Стресс из-за галочки
- «Нелепо же платить гроши человеку, который призван воспитывать народ! Нельзя же допускать, чтоб этот человек... наживал себе к тридцати годам ларингит. Отвратительно все это... какое-то издевательство над человеком, который делает большую, страшно важную работу...» Надежда Алексеевна, это я цитирую Чехова, сто лет назад он эти слова написал!
- Вот сто лет наши учителя ничего и не ждут от государства, просто ходят и работают, даже в том униженном состоянии, в которое их вогнали, даже выглядя порой хуже, чем их ученики, даже выдерживая периодически аттестации, где их, проработавших десятилетия в школе, чиновники могут выставить полными дураками. Многих моих талантливейших коллег приходилось вытаскивать из тяжёлого душевного состояния, когда, поверив в то, что они плохие педагоги, люди были готовы расстаться со школой. И хорошо становится нам всем только тогда, когда входим в класс, общаемся с ребятами.
- Задала я как-то учителю -словеснику вопрос, кто из современных зарубежных писателей ему нравится. Гадаю, кого назовёт сейчас: Уэльбека, Фрая, Вербера, Гавальду, из тех писателей, что продвинутая молодёжь сейчас читает запоем. А он мне называет … Сэлинджера! И этот человек литературу в старших классах преподаёт!
- А чему здесь удивляться? Учитель российский вообще живёт в вечном страхе, постоянном стрессе - если что-то не так срастётся на ЕГЭ, если его ученики плохо сдадут этот тест, так педагога весь учебный год будут полоскать до следующей «жертвы». Вот и озабочен учитель тем, чтобы его школьники получили нормальные оценки на ЕГЭ, чтобы там галочки поставили, где нужно. К тому же книги нынче очень дорогие. А вы знаете, сколько платят учителям на литературу? 150 рублей в месяц! Ну вот, мы опять про зарплату заговорили. Можно говорить, что деньги для учителя не главное, но жить без них нельзя. Особенно учителю, который должен не только много читать, но и хорошо владеть компьютером, в каникулы отдыхать, а летом подлечиваться, чтобы не срывать занятия во время учебного года… Все это малореально при нынешней заработной плате педагогов. Все эти повышения на 30%, на 6,5% больше похожи на подачку.
Да, любой учитель редко минует «Чакону» или «Метиду», но, увы, нельзя всё купить и быть в курсе всего. Взять мой предмет, который я преподавала лет пятнадцать, мировую художественную культуру. Это очень дорогостоящий предмет - вводить детей в мир искусства.
Два часа на вечность
- Именно этот предмет в школе заменяют на уроки религии? Это так?
- В школах предлагают на выбор три модуля: «Светская этика», «Основы мировых религий» и «Основы православной культуры». Среди родителей начинается разброд: ну не прислонён у нас пока народ к одной какой-то религии! Поэтому большинство пока выбирает для своих детей этику. На втором месте - «Основы мировых религий», и только на третьем - «Основы православной культуры». Преподаётся один из этих блоков в 4 и 5 классе. Рановато для 10-11-летних ребятишек, согласитесь? Причём один учитель, прошедший какие-нибудь курсы, ведёт предмет в начальной школе, а в пятом классе этот курс продолжает уже другой педагог. Этика, религия, всё это несомненно важно, актуально, но всё это уже было в программе «Мировая художественная культура», где учитывались и возрастные особенности учащихся, и способность усвоить тот или иной материал подростками! Уничтожить хорошее ради лучшего? Да и лучшего ли! Между тем стандарты образовательной области «Искусство» появились значительно раньше, чем по другим предметам. Есть программы, учебники, пособия, олимпиады, конференции, блестящие специалисты - нет предмета МХК. Настоящий театр абсурда! Оставили два часа в среднем звене, да и то не во всех самарских школах. Вот так: 70 часов в год на постижение прекрасного, доброго, вечного…
- Недавно и сам центр творчества, который работал при самарском институте повышения квалификации работников образования, где как раз готовили учителей МХК, закрыли.
- Началось все с переименований, так называемых реструктуризаций, уничтожавших лучшие кадры, потом чехарда в администрации. А уж когда один и тот же человек подписывает документ, свидетельствующий, что центр творчества и дизайна - одно из ведущих подразделений института, которое надо сохранить, а потому участвует в его уничтожении, недоумение у всех сотрудников центра перешло в желание уйти.
- Вот так и многие замечательные учителя покидают школы, и каждый год родители мечутся в поисках хороших педагогов. Что им можно посоветовать?
- Надо искать такое место, где будет надёжный учитель. Когда я окончила институт в 1969 году, мои преподаватели не понимали, зачем я, отличница, иду в народное образование. Даже пугали сельской школой. Кстати, мои первые выпускники из Дмитриевской школы Нефтегорского района уже сами стали бабушками и дедушками, а я по-прежнему считаю их любимыми детьми. Большинство из тех, кого учила, помню по именам. Столько было замечательных питомцев за почти 40 лет работы! Совет же родителям такой - прислушиваться, присматриваться, земля слухами полнится. И пусть непрестижной будет сама школа, в конце концов обучение дешевле обойдётся! Но обязательно найдётся такая единственная учительница, самая умная, самая добрая и самая красивая.
Автор: Светлана ЕРЕМЕНКО
Опубликовано 11 октября 12 (13:08)
Статья из номера: АиФ-Самара№41, http://www.samara.aif.ru/society/article/28540