Е.Шуварикова: «Изменение на рынке психотерапии – конец эпохи романтизма»
Лекция, прочитанная на 11 конференции Психологического Центра "Здесь и Теперь" - "Практическая психология и психотерапия: ВРЕМЯ НОВОГО", апрель 2012.
Эпоха романтизма, с моей точки зрения, существовавшая с момента начала развития рынка психотерапии в нашей стране 20-25 лет назад, закончилась. Что это был за период? Все мы вдохновенно учились – не было денег, платили «натурой»и бартером. Впитывали, записывали, копировали, считали себя выдающимися психотерапевтами после года посещения обучающих тренингов. Казалось, что все возможно – вот этот метод может все – решить любую проблему человека. Причем, неважно – невротик это или психотик. Брались за любого клиента, обещая кардинальное изменение его жизни. И клиенты в это верили – в то, что за 5 встреч возможно избавиться от страхов, заикания, энуреза вместе взятых. Или похудеть, выйти замуж и родить ребенка, пройдя 10 сессий психотерапии. И нам казалось, что это все реально и возможно. Просто нужно освоить чудодейственную технику. Обучились все и всему, что было, что пришло к нам из-за границы – НЛП, гештальт-терапии, психосинтезу, психодраме. Психоанализу только смысла не было учиться: по-идиотски долго почему-то – 10 лет. Обучились тому, что быстро помогает.
Кроме того, обучались все, кто считал себя психологом. Педагоги, инженеры, люди без высшего образования…
А что дальше? У всех, кто обучился, есть работа, клиенты, заработки?! Представляете, сколько человек стали психологами и обучились конкретным методам психотерапии за это время?! Но совсем не все остались в профессии и с клиентами. Почему?
Качества личности терапевта – вот сегодня определяющая вещь на рынке психотерапии.
Оказывается, не все вылечились. Т.е. не всем удалось совладать с уровнем своих проблем, которые собственно, и привели всех в обучение.
Кто стал профессионалом, т.е. тем, кто профессиональной психотерапией зарабатывает себе на жизнь?
С моей точки зрения те, кто имел или сформировал в себе такие качества, как:
Способность к безоценочному принятию, прежде всего себя. Очень много пришло изначально в психологию педагогов – они учили клиента. Так честно, как они это умеют. И были фрустрированы тем, что клиенту это перестало быть надо. Ведь самое ценное, что есть в терапии – это принятие таким, каков ты есть. Мы же и не знаем себя поэтому, что у нас совсем нет этого пространства – мы привыкли адаптироваться к оценке, подстраиваться, может быть конфронтировать, но зависим от нее. За этой поглощающей деятельностью некогда исследовать - а кто я есть такой? И за это безоценочное пространство для себя, прежде всего, клиент и готов платить. Прекрасный анекдот про француженку, выбирающую шляпу рассказывает нам о том, за что платит клиент. Француженка выбирает шляпу в магазине. Ей подают с пером и называют цену – 100 евро. Она просит скромнее, с пряжкой. Ей приносят и называют цену 150 евро. Она просит самую простую шляпу, черную, без всяких излишеств. Ей приносят ее и называют цену – 200 евро. «За что?». Ей отвечают - «Мадам, вы платите за сдержанность!»…
Чтобы принять клиента, терапевт должен принимать и самого себя, со всеми своими особенностями и дефицитами…. «Нет задачи решить все проблемы, есть задача прожить все, что возникает в процессе жизни» сказал однажды на семинаре, который организовывал наш психологический Центр «Здесь и Теперь» Римантас Качюнас.
Способность к жизни на виду. Связано с предыдущим качеством принятия себя, т.е. такое количества стыда за себя, которое все-таки позволяет быть видным – клиентам, группам, сообществу. Ведь терапевты под постоянным прицелом – о них фантазирует каждый их клиент. И часто такое о себе слышишь, что волосы шевелятся… Без принятия себя это вынести очень тяжело.
Способность к длительным отношениям. После того, как обнаружилось, что темперамент неизменен, а характер в очень редких случаях; что нельзя изменить, по сути, то, на что клиент жалуется, встал вопрос – а зачем тогда психотерапия? Часто мы не можем поставить в терапии задачу справиться. А только научиться жить с этим. Например, заикание, слишком большая требовательность, возбудимость, бесплодие, как в знаменитом психотерапевтическом анекдоте – энурез… Когда клиент научается с этим жить – получает облегчение. Но как он учится? Как ребенок в отношениях с родителями – в психотерапии со своим терапевтом. В отношениях с терапевтом, в отношениях, которые лечат. А к длительным отношениям не все готовы и способны. Одно дело первые встречи – знакомство, расспрашивание, первые отклики. Другое дело – затягивающие в негативный перенос, многолетние выяснения отношений на границе контакта. Недоверие, месть, гнев, соблазнение, отыгрывание… Кому это понравится? Сколько надо иметь способности к мазохизму, чтобы это выдерживать? Сколько веры, эмоциональной устойчивости, любви… И если все это есть у терапевта, его ждет еще одна ловушка.
Бесплатная помощь людям или психотерапия?
Соблазнение на бесплатную помощь. В первые годы психотерапии в нашей стране одной из постоянно обсуждаемых тем было – «Сколько бесплатной терапии должно быть у терапевта, т.е. сколько клиентов он должен или может брать бесплатно?». Т.е. не сразу рассматривалась психотерапия как профессиональное занятие. И вот если такой терапевт, имеющий этот запас терпения и любви, шел по этому пути – он быстро сгорал. И уходил из профессии. Невозможно оказывать терапевтическую помощь профессионально не получая обратно в денежном эквиваленте. Столько же. Чтобы восстановиться. У нас очень затратная профессия. Как только не получаешь для восстановления, не можешь помогать, потому что сам кончаешься. Как пишет И.Ялом: «Вы слишком удаляетесь от источника помощи людям, не помогая себе». И это, наверное, самая большая потеря романтика – бескорыстная помощь людям это одно, а профессиональная терапия – это другое.
Эпоха романтизма закончилась и в ощущениях от сообщества коллег. Романтические представления типа «все психотерапевты - братья» рассыпались на куски неоднократно в ситуациях, когда коллега или сотрудник твоей организации считал нормальным воровство клиентов, использование чужой клиентской базы. Клиенты доверяют свои контакты терапевту или организации, а оказывается нормальным на рынке дикого бизнеса забрать эти контакты, как будто клиенты доверили их тебе. Как в и других областях российской действительности в психотерапии постепенно борьба за рынок приобретала характер рейдерского захвата. И это считается в нашей стране нормой – законов нет, защищающих терапевтов, их интеллектуальную собственность как в цивилизованных странах. Действует принцип «клиенты общие», а этические принципы не действуют. Например, каждый из терапевтов понимает, что клиент может уходить от терапевта на стадии негативного переноса, к другому. Обесценивая терапевта и прерывая свою терапию. Однако большинство терапевтов вступают в отношения с этим клиентом, не только не обсуждая вопрос о завершении прежних отношений, но и присоединяются к обесцениванию клиента предыдущего терапевта. Прагматизм важнее этических принципов.
Качества личности сегодняшнего клиента.
Изменился и сегодняшний клиент - из моей практики и практики Центра, он уже не верит в чудесное излечение за одну встречу. Сегодняшний клиент имеет представление из литературы, художественных фильмов, статей и хороших книг о том, что западный человек имеет своего психолога, психоаналитика, как лечащего, семейного врача, стоматолога, массажиста, парикмахера. И на примере своих отношений со стоматологом или косметологом, выбирает себе психотерапевта для длительной терапии. Конечно, прежде всего, для своего ребенка. Во вторую очередь для себя. Сегодняшний клиент представляет отношения аналитика с пациентом, психолога с клиентом – постоянные встречи от 1 до 5 раз в неделю несколько лет. И даже если об это приходится говорить при заключении контракта, это не вызывает изумления, как 10 лет назад. Клиент к этому подходит, как правило, прагматично - считает свои будущие расходы на терапию и сопоставляет со своими доходами и мотивацией. Хочет гарантий результата за эти деньги.
Сегодняшний клиент настроен на длительные отношения со своим терапевтом. Но ищет критерии результативности его.
Ко мне возвращаются клиенты, которые были в терапии 5, 10 и даже 16 лет назад. Это удивительное ощущение летописца – ты видишь как прожил практически жизнь клиент, с которым ты 16 лет назад решала проблемы того времени – как они видоизменились и что из этого вышло… Результат вашей работы в прошлом дают гарантию помощи клиенту сегодня.
Сегодняшний клиент знает, где искать терапевта. Еще 10 лет назад клиенты ориентировались на печатные объявления. Сегодня это уже не работает. Вроде бы время интернета, скажите вы, можно найти психолога в интернете. Но сегодняшний клиент вряд ли доверится просто интернету. В интернет он сходит после получения информации от знакомых. Проверить эту информацию. Идут клиенты к терапевту или в психологический центр, которых увидели сами или их знакомые, которым они доверяют. Какой же выход для психологов? Начинать и развивать свою практику – показывать свою работу везде, где есть клиенты, работать бесплатно и за символические деньги. Нарабатывать себе клиентуру. Не ждать пока клиент позвонит и предложит за большие деньги полечить его.
Сегодняшний клиент может выбирать. И он выбирает.
Ко мне пришла клиентка, которая была у меня несколько лет назад на консультации. С актуальной проблемой. В результате первичной консультации я сказала ей о том, что не вижу никакого смысла решать эту проблему на поверхностном консультативном уровне, а к терапии она пока не готова. Она сходила пару раз к другому психологу в другом психологическом центре и вернулась - решила проверить – что скажет другой специалист. Сегодняшний клиент часто так делает – есть с кем сравнивать.
Итак, с моей точки зрения, в изменившихся на рынке психологических услуг обстоятельствах, сегодняшнему терапевту необходимо:
- Не сколько учиться техникам, сколько развиваться личностно.
- Проходить свою терапию, чтобы поддерживать себя.
- Иметь психотерапевтическую среду (например, группу 3 ступени, сообщество, коллектив единомышленников, супервизорскую или интервизорскую группу). Ведь известно - для терапевта его среда во многом является психотерапией.
Источник - http://zdes-i-teper.ru/about/nashi-stati/44-nauchno-prakticheskii-almanax-zdes-i-teper-3/152-eshuvarikova-izmenenie-na-rynke-psikhoterapii-konets-epokhi-romantizma