В Старом Буяне развивают коррекционную систему педагогики
Директор Ольга Галкина вдохновляет весь коллектив
Самое трудное
Впечатление самое благоприятное: во всем чувствуется домашняя атмосфера, созданная руками сотрудников. У этого дома есть душа. Директор школы-интерната Ольга Галкина работает здесь уже 18 лет, и на вопрос, что было самое трудное в начале, не задумываясь, отвечает: «Все! Начиная с порога, образно говоря. Условия оставляли желать лучшего, не было профессионального коллектива, который бы знал, как работать с детьми. Школа выполняла функцию накормить-напоить, и не более того».
Оставить все как есть не позволили интеллект и характер. За это время удалось создать команду единомышленников, сейчас здесь работают специалисты, пришедшие в коррекционную педагогику по призванию.
Ольга Галкина защитила кандидатскую диссертацию по педагогике и, будучи председателем государственной комиссии по защите дипломов на дефектологическом факультете ПГСГА, сама теперь отбирает перспективных выпускников для работы в школе. Штат логопедов и дефектологов полностью укомплектован, психолого-педагогический консилиум два раза в год отслеживает, как происходит коррекционное развитие каждого ребенка.
«У нас создан системный подход к развитию детей со сложными дефектами, - объясняет Галкина. - По сути, мы единственные занимаемся формированием психических и умственных способностей ребенка начиная со стартового уровня. У нас он учится сравнивать, анализировать, классифицировать и обобщать. Это те базовые категории, которые обеспечивают детям дальнейшее развитие. Вся работа строится с учетом дифференцированного подхода.
Преодолевая барьеры
Коррекционная школа представляет собой открытое для общества учреждение. Самое сложное - повернуть родителей к образовательным потребностям детей. Ведь здесь воспитываются дети из малообеспеченных и асоциальных семей, и, как правило, все функции, в том числе и родительские, дублируют педагоги. Поэтому коллектив единодушен в своем стремлении создать комфортную среду для качественного воспитания детей, для их социализации, чтобы ребенок по крайней мере был успешен в получении профессии и смог стать равноценным членом общества.
«Сейчас много говорят об инклюзивном образовании, но жизнь показывает, что общество отвергает таких детей, они становятся изгоями, теряются в нашем жестком мире. Мы пытаемся создать им безбарьерную среду, в основе которой лежит забота о ребенке, служение его интересам. Таким образом, мы обеспечиваем социальную защищенность нашим детям», - говорит Ольга Галкина.
Анализ показывает, что за два десятилетия количество детей с ограниченными возможностями здоровья выросло вдвое. Сейчас в Старобуянской школе воспитывается 120 ребят, есть те, кто стоит на очереди в учреждение, но, увы, площади не позволяют принять детей сверх норматива. Десять лет директор пытается решить вопрос о строительстве дополнительного спального корпуса, но пока усилия тщетны. При том что педагогический потенциал учреждения таков, что невольно начинаешь верить в чудеса. Очевидно, уверенность директора, что ничего невозможного нет, передалась всему коллективу.
«ЗОНТ» для каждого
Заместитель директора по воспитательной работе Галина Каменская знакомит с программой «ЗОНТ» (здоровье, общение, нравственность, труд), разработанной коллективом воспитателей в соответствии с приоритетными направлениями. Богатый арсенал дополнительного образования - спортивные секции, фольклор, изобразительное искусство, бисероплетение, танцы, оригами, техническое творчество - позволяет решить проблемы социализации детей, добиться успехов на конкурсах различного уровня, вплоть до всероссийского.
Как удается достичь таких результатов? Любовью, терпением, чутким отношением к детям: каждый маленький плюс - огромная радость для всех воспитателей. Ведь та же работа в стиле «мэйд хэнд» является мощным коррекционным фактором.
Здесь работают замечательные профессионалы - Ольга Дремова, Алла Алюкова, Наталья Проглядо, Светлана Борисова, благодаря их труду дети начинают верить в себя. Островок творчества создают в театральном кружке Ирина Трегубова и Элла Кузнецова (лауреаты конкурса «Воспитатель года»). Организационную работу с детьми ведет Ольга Мошул. Причем инициатива детей в выборе игровой деятельности приветствуется и поддерживается. Галина Каменская и сама человек бесконечной доброты, именно ей удается найти ключик к детскому сердцу, сделать школьную жизнь интересной и радостной.
В коррекционном учреждении много достойных традиций, в частности чествование ветеранов труда, участников войны. У детей есть свои «подопечные», которым они оказывают помощь по хозяйству. Важным аспектом, по мнению коллектива, является приобщение к ценностям православной культуры, которые дают воспитанникам духовную подпитку.
Домашнее тепло исходит от взрослых, поэтому дети здесь открытые, ласковые, улыбчивые. Зачастую не хотят возвращаться домой, потому что очень любят свою школу. И, пожалуй, это одна из больших побед педагогического коллектива.
Сильные ресурсы
«Десять лет назад Ольга Галкина реализовала модель коррекционно-педагогической помощи детям дошкольного возраста с задержкой психического развития. За этот период успешно интегрированы в общеобразовательные школы около сотни детей. Уровень адаптации к условиям обучения составляет 97%, - говорит заместитель директора по учебной работе Надежда Логинова.
По ее словам, новаторские идеи руководителя коллектив реализует на «отлично», потому что каждый из сотрудников - профессионал своего дела. В школе соблюдается преемственность, эстафету молодым кадрам передают опытные педагоги - отличники образования: Надежда Елфимова, Людмила Пикулина, призеры и победители областного и международного конкурса профессионального мастерства Валентина Тарасова, Татьяна Атурова, Надежда Логинова, Геннадий Тарасов, Александр Просторов. В этом году молодой учитель начальных классов Дарья Терентьева пополнила список лучших, успешно презентовав авторскую методику на международной конференции в Нефтегорске.
Доцент кафедры «Менедж-мент» ПГСГА Ольга Галкина сама учится всю жизнь и мотивирует сотрудников к профессиональному росту. В том, что все педагоги владеют компьютерными технологиями, большая заслуга Александра Просторова, заместителя директора по информационным технологиям. Кстати, под его чутким руководством дети осваивают компьютер на уровне пользователей, с удовольствием посещают кружок компьютерной грамотности.
В школе-интернате уже 5 лет совместно с ПГСГА ведется научно-методическая работа под руководством доцента факультета специального образования академии Ларисы Ремезовой.
Окружные и областные семинары получают высокую оценку слушателей, педагоги делятся инновационными технологиями на выездных конференциях. В 2010 году издано учебно-методическое пособие, в котором обобщен опыт коррекционной школы села Старый Буян. Достижения Ольги Галкиной отмечены на уровне области, района и округа, кроме того, дважды она являлась победителем областного конкурса «Женщина - директор года».
Профессиональная работа
Девиз коллектива - «Малыми шагами двигаться к заветной цели», то есть качественно подготовить воспитанников к жизни и знать, что они нашли себя в социуме. Учебно-производственный блок возглавляет Геннадий Тарасов, он же руководит предпрофильной подготовкой в 9 классах. По его словам, в школе созданы все условия для качественного профессионально-трудового обучения воспитанников. Учителя трудового обучения Надежда Демина, Николай Кабачок, Валентина Тарасова владеют современными образовательными технологиями, это позволяет добиваться качественных результатов, учитывая разное по уровню развитие ребят.
Модель социально-трудовой адаптации воспитанников включает четыре уровня образования. Уже в начальной школе осуществляется профориентационная работа, когда малыши осваивают практические навыки, работая с природными ... читать дальше материалами. В 5 классе ведется наблюдение, как ребята выполняют задания по конкретным профилям (сельскохозяйственный труд, столярное дело, швейное дело). На этом этапе ребенок уже вправе участвовать в выборе дальнейшего трудового обучения. Для 6-8 классов начинается проба сил в той или иной профессиональной деятельности. И, наконец, в выпускном классе ведется основательная подготовка по семи направлениям.
Результатом предпрофильных курсов по выбору является защита проектов, причем новая форма экзамена предполагает публичный отчет перед родителями и социальными партнерами. Как показывает практика, дети не только умеют презентовать свой проект, но и делают экономические расчеты. В школе налажено партнерство с предприятиями и учреждениями начального профессионального звена. Дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются трудолюбием, поэтому находят приложение своим умениям и даже неплохо зарабатывают. В постшкольный период маркетинговая служба отслеживает качество социализации учеников, практически 90% из них успешно адаптируются в жизни.
Воспитанники коррекционной школы побеждают на конкурсах различного уровня Управленческая команда отличается профессионализмом и душевными качествами
Успешная интеграция в социум — главная цель, которую ставит перед собой коллектив Старобуянской коррекционной школы-интерната. Работники этого учреждения не просто стремятся преодолеть физические недостатки учеников и дать им необходимые знания. Их задача – воспитать людей, которые смогут найти свое место в обществе и жить успешной, полноценной жизнью.
http://samara.bezformata.ru/listnews/shkola-uchit-zhit/9379231/