Тема: Православная психология детям и семье Чт Окт 03, 2013 6:11 am
Тема открывается параллельно с уже работающей темой в сообществе "Ассоциации психотерапевтов и психологов Тольятти" http://vk.com/topic-37813579_26513697, но с акцентом на проблемах детей и детства. Суть в том, что в практике детского психолога стало появляться все больше матерей, ориентированных на духовную составляющую воспитания и духовные проблемы воспитания ребенка. И некоторым и нас, специалистов, тоже становится ясно, что на одном светском гуманизме, который по сути размывает границы добра и зла, мы не имеем право строить систему помощи ребенку и его семье, являющейся древнейшим институтом социума, сакральной его ячейкой, испокон веков духовно окормляемой. Интересно, что у любого ребенка есть естественная природная потребность в определении четких границ между добром и злом, на этой потребности построен весь детский фольклор и даже вся современная киноиндустрия с культом супергероев. Православие, как наша генетическая ветвь христианства, наилучшим образом соответствует природной детской потребности определения "что такое хорошо и что такое плохо". Я, как автор темы, должна обозначить ее задачу. Сама, как человек невоцерковленный и делающий первые шаги в переформировании собственного мировоззрения с точки зрения православия, могу предложить постепенное знакомство и осмысление сути православного подхода к жизни в семье, воспитанию детей и решению проблем, связанных с детьми. Здесь приветствуется дискуссия, но будут баниться неуважительные выпады в сторону как православия, так и его оппонентов.
Елена Прудиус, зеркало темы в группе ВКонтакте - http://vk.com/topic-48913426_29280563
Начнем со статьи: Что такое православная психология и психотерапия Марина Легостаева
Многими реальными примерами из жизни людей, живших в разные времена, подтверждается евангельская фраза: «Не хлебом единым…» Первый раз мы встречаем ее в Ветхом завете (Ветхий Завет, Второзаконие, 8:3). Моисей, успокаивая свой народ, утомленный сорокалетним исходом из египетского плена, говорил, что Бог не зря подвергал народ израильский таким испытаниям: «Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек». В Новом Завете также встречается это выражение. Когда Христос был в пустыне и держал сорокадневный пост, «приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мтф. 4:3,4). Человек создан Творцом существом духовным. А это значит, что если он забывает или не обращает внимание на эту отличительную свою особенность, то неизменно попадает в ситуацию конфликта (внутреннего, межличностного, социального…). Светская (секулярная) практическая консультативная психология и психотерапия это знание о человеке как духовном существе не признают и не учитывают. Следовательно, попытки решать все проблемы человека осуществляются только на психологической (душевной) плоскости без учета духовной вертикали бытия. Таким образом, все еще продолжается мучительное блуждание психотерапии и психологии вдали от Истины, от «Земли Обетованной».
Спойлер:
В психологии нет единого взгляда на природу человека. Это напоминает известную притчу о слепых и слоне. Попытка слепых, у которых была возможность дотронуться до слона и дать его описание, оказалась крайне неудачной. Понятно, что каждый из слепых описал ту часть этого животного, которая попала в его ограниченное поле восприятия. Эта притча очень хорошо иллюстрирует множество разнообразных теорий в современной психологии. Очевидно, что ей недостает целостности, достигаемой в результате познания как откровения, а не просто интеллектуального аналитического поиска, исследования и решения частных задач. Несмотря на такое разнообразие теоретических представлений о психических качествах человека, психология накопила и множество эмпирических фактов. Она может многое рассказать о человеке того, что важно, полезно и применимо на практике. Психотерапия за время своего развития по различным направлениям (а их боле 200) наработала большой и разнообразный опыт практической помощи людям с психологическими проблемами. Его нельзя не учитывать. Но не все из этого опыта применимо в православной психотерапии и консультировании. Дать целостное «описание слону» можно в том случае, если у нас есть возможность взглянуть на него в целом. Вот этот целостный подход к человеку и предлагают применять православные психологи и психотерапевты. Работая с человеком на плоскости души (психики), нельзя не учитывать ее связь с телом и духом, а также взаимное влияние всех этих трех составляющих человеческой личности. Представления о человеке и о методах психотерапии в разное время определялись разными подходами. Возникновение и развитие психотерапии совсем не случайно совпало с постепенным оскудеванием веры, утверждением и развитием материализма в западном христианском обществе. Бог умер (нем. Gott ist tot ) — это известное высказывание Ницше появилось в его книге «Весёлая наука» (1882г.): «Величайшее из новых событий — что «Бог умер» и что вера в христианского Бога стала чем-то не заслуживающим доверия — начинает уже бросать на Европу свои первые тени». Развитие психотерапии волнообразно происходило в рамках этого утверждения. Одна волна направлений сменялась другой волной. На смену поведенческой психотерапии пришел психоанализ, затем гуманистическая, экзистенциальная психотерапия…. Во время Второй Мировой Войны Виктор Франкл, австрийский психотерапевт, основатель экзистенциального направления психотерапии, ставшего основой Третьей Венской школы психотерапии, находился в застенках Освенцима. Он явился очевидцем того, что люди, имеющие смысл своего существования, не теряли внутреннюю силу (силу духа) и выживали. В статье «Основные понятия логотерапии» он пишет: «Наше поколение реалистично, потому что нам довелось узнать человека, каков он есть. В конце концов, человек изобрел газовые камеры; но человек был и тем, кто не теряя достоинства, шел в эти камеры с Иисусовой молитвой или «Shema Gisrael» на устах». Из трагической для России истории ХХ-го столетия нам известно много примеров, когда именно сила духа помогала выдерживать невыносимые испытания. Она же давала человеку силы достойно совершить свой уход из жизни в мир иной. Таким образом, Виктор Франкл в психотерапию ввел понятие Сверх-смысла или «нуса»-духа, описал нусо-динамику как поиски смысла жизни. Наряду с Марселем (1889—1973), французским философом, основоположником т.н. католического экзистенциализма, и Хайдеггером, (1889-1976), немецким философом-экзистенциалистом, Франкла можно назвать философом (психологом) порога, т.е. мыслителем, который выходит за рамки атеизма, но не доходит до теологии, не принимая ее догматов. В наше время в психотерапии идет «четвертая волна» – духовно-ориентированная психотерапия. Ее развитие осуществляется на базе различных религиозно-философский учений о человеке. Для западных психологов, незнакомых с православием и святоотеческим учением о человеке, это происходит чаще всего на стыке восточной философии и практики. Как таковые западные формы христианства оказались здесь бессильными. В нашей стране интенсивно развивается психология, ориентированная на Восточное христианство – православная психология. Она опирается на достижения психологии, христианской философии и богословия, а также на богатейшее наследие святоотеческого аскетического опыта и православной антропологии.. Не случайно именно в наше, полное искушений, время возрос интерес к православной психологии. И формируется она как междисциплинарная наука. В ее развитии принимают участие ученые психологи, философы, культурологи, психологи-практики, и, конечно, богословы и священники…. Методология православной психологии требует выработки общего языка понятий. В процессе ее формирования необходимо определить общую цель, сформулировать задачи и четко обозначить вопросы, которые требуют насущного ответа. Все разногласия и трудности в принципе преодолимы, поскольку специалисты, занимающиеся этими вопросами, стоят на позиции христианского мировоззрения и принадлежат к Православной Церкви. Объединение в лоне Церкви является залогом того, что этот процесс завершится, преодолев все трудности и искушения. Такова одна из задач образованного в Санкт-Петербурге Общества Православных психологов им. Феофана Затворника. Члены общества активно занимается как теоретическими разработками, так и практическим консультированием, психотерапией, проведением обучающих семинаров и т.д.
Вся подборка - http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/psihologiya/chto_takoe_pravoslavnaya_psihologiya_i_psihoterapiya-all.shtml
Последний раз редактировалось: Admin (Пн Янв 20, 2014 9:57 am), всего редактировалось 1 раз(а)
Admin Admin
Сообщения : 1166 Дата регистрации : 2011-11-14
Тема: Re: Православная психология детям и семье Пн Янв 20, 2014 9:55 am
Известный православный врач и психолог поднял сложнейшую тему взаимоотношений матери и плода, еще растущего в ее утробе.
Елена Прудиус
Сообщения : 1080 Дата регистрации : 2011-11-15 Откуда : Тольятти
Тема: Re: Православная психология детям и семье Вт Мар 04, 2014 8:10 am
Многих матерей мучит проблема гневливости по отношению к своему ребенку. Т.е. понятно, что ребенок еще мал и не может все время вести себя хорошо, но чаша материнского терпения и милосердия то и дело оказывается переполненной, и дитя снова и снова попадает под раздачу "праведного" гнева, получая при этом вместо стимула к развитию лишь новую травму. Может быть, обращение к образу Богородицы (иконы Ея Семистрельная и Умягчение злых сердец), претерпевшей страшную муку о Сыне Ея, поможет женщинам обрести нужное для воспитания ребенка состояние благодати. Православной семье о празднике СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ - 15 февраля.
В этот день православной матери хорошо помолиться в храме перед иконами Пресвятой Богородицы об умягчении своего материнского сердца ради блага своих детей, ведь по Св. Писанию именно в этот день старец Симеон и сообщил Богородице о будущей скорбной судьбе Сына Ея. Весть эта стала страшным испытанием для матери, пронзив ее сердце, которое не должно было ожесточиться. Вся тема здесь - http://www.deti03.com/t754-topic
Елена Прудиус
Сообщения : 1080 Дата регистрации : 2011-11-15 Откуда : Тольятти
Тема: Re: Православная психология детям и семье Вт Мар 04, 2014 8:17 am
Православный Великий пост в жизни семьи
Как достичь мира в душе и своей семье, как справиться с собственной агрессивностью и агрессивностью в наших детях - это больной вопрос, ответ на который очень прост, но крайне трудно применим на практике. Психологический анализ проблемы отражает конфликт между нашими желаниями (которые далеко не всегда отражают наши истинные необходимости, а чаще являются неконтролируемыми страстями), нашими возможностями достичь желаемого и, особенно, долгом. Умом мы часто понимаем, как ДОЛЖНЫ поступать, и чувство долга может само по себе блокировать наши возможности, но чем сильнее чувство долга, тем сильнее возмущаются наши чувства, возбужденные избыточными страстями. Не обуздав собственных страстей, бесполезно искоренять их в своем ребенке, наш благородный гнев по поводу проступков ребенка не складывается с детским протестом, а умножается на него, порождая тяжелейшие конфликты с разрушительными последствиями. Узнаем, что известно о регулировании нашей духовной и душевной жизни в православии и христианстве в целом.
Рассказывает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря: Цель поста – борьба со страстями, воздержание души от раздражительности и гнева, глубокое смирение, хранение ума и чувств, обуздание языка от осуждения и празднословия, стяжание незлобия. Поэтому постом мы должны удаляться от всего, что развлекает нас, возбуждает и усиливает греховные навыки. Вся тема здесь - http://www.deti03.com/t1204-topic
Последний раз редактировалось: Елена Прудиус (Вт Мар 04, 2014 9:46 am), всего редактировалось 1 раз(а)
Елена Прудиус
Сообщения : 1080 Дата регистрации : 2011-11-15 Откуда : Тольятти
Тема: Re: Православная психология детям и семье Вт Мар 04, 2014 8:18 am
Нужно ли детям соблюдать пост? Если нужно, то с какого возраста?
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): Пост для детей является духовной школой. Они научаются драгоценной добродетели – управлять своими желаниями. Об этом говорит святитель Василий Великий: «Пост охраняет младенцев, уцеломудривает юного, делает почтенным старца: ибо седина, украшенная постом, достойнее уважения. Пост – самое приличное убранство женщин, узда в цвете лет, охранение супружества, воспитатель детства. Таковы услуги поста каждому отдельному дому <…> Дети, как цветущие растения, да орошаются водой поста» (Беседа 2. О посте 2-я). К сожалению, многие родители по маловерию и слишком большой привязанности к земному упускают замечательную, ничем не заменимую возможность христианского воспитания детей в периоды постов. Вся тема здесь - http://www.deti03.com/t1204-topic
Елена Прудиус
Сообщения : 1080 Дата регистрации : 2011-11-15 Откуда : Тольятти
Тема: Re: Православная психология детям и семье Вт Мар 04, 2014 8:22 am
В помощь постящимся, да и всем родителям в процессе воспитания ребенка, один из народных рассказов Л.Н. Толстого "Крестник". Разумом мы понимаем пользу смирения, а как его достичь, все же не совсем понятно. История, рассказанная великим писателем, возможно, заденет нужные душевные струны. На этом основан механизм действия небезызвестной сказкотерапии и библиотерапии.
Лев Николаевич Толстой Крестник
Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб; а я говорю вам: не противься злому.
(Матф. V, 38, 39) Мне отмщение. Я воздам.
(Римл. XII, 19)
Вся тема с рассказом здесь - http://www.deti03.com/t1204-topic
Рассказ Л.Н. Толстого "Крестник" (аудио) скачать по ссылке - http://yadi.sk/d/hI1cmvnHJpzpr
Елена Прудиус
Сообщения : 1080 Дата регистрации : 2011-11-15 Откуда : Тольятти
Тема: Re: Православная психология детям и семье Вт Мар 04, 2014 8:39 am
О смысле Прощеного воскресенья:
Мы все живем в сплетении двух великих сюжетов Войны и Мира. К психологу или священнику нас приводит боль от полученных в схватках с ближними ран, необходимость исцеления. Чтобы исцелить рану, ее сначала надо очистить, омыть, и, когда это касается ран душевных, лучше слез покаяния и примирения нет ничего. Это мертвая и живая вода русских народных сказок, эликсир жизни. Вспомним миф о подвигах Геракла "Авгиевы конюшни" - герой воспользовался водами запруженной реки, чтобы ее потоки смыли многолетние напластования отходов конской жизни. Так и наша душа нуждается в своевременном очищении подобно Авгиевым конюшням, иначе рискует стать необитаемой. А мы должны уподобиться Гераклу в его мужестве принятия своего долга перед собственной душой... О Прощеном воскресении очень хорошая статья Марии Городовой:
У православных христиан наступило последнее воскресенье перед Великим постом. "Прощайте, и прощены будете", - эти Евангельские слова не один раз звучат в день Прощеного воскресенья. Позади Масленица - недельный праздник щедрости, в том числе и щедрости общения. Впереди долгий путь Великого поста. И на рубеже, на стыке двух таких разных по душевному настрою периодов удивительный день - Прощеное воскресенье. Обычай просить прощенье и самому прощать, вступая в Великий пост, имеет древние корни. Когда-то палестинские монахи на весь период поста удалялись в пустыню, и вот, не зная, вернуться ли они к Пасхе в обитель живыми, увидятся ли снова, монахи заранее испрашивали друг у друга прощенье. И сами прощали. Православная Русь не просто переняла этот монастырский обычай, у нас закрепился особый чин - т.е. особый порядок церковной службы Прощеного воскресения, он служится вечером. А весь день мы слышим: "Прости меня, пожалуйста!" И в ответ: "Бог простит! И я прощаю!" И в этом всеобщем примирении глубокий смысл.
Начинающийся завтра Великий пост - время нашего покаяния перед Богом. И тут вопрос: а что надо сделать, чтобы Бог нас помиловал? Понятно, что надо увидеть свои грехи и принести их Господу - то есть исповедовать их Ему. Осознать свои грехи и раскаяться в них. Это взаимоотношения человека и Бога. И тут возникает удивительный момент. Господь вводит еще одно условие, необходимое для нашего прощения. Это условие касается взаимоотношений человека с другими людьми. Мы живем не в безвоздушном пространстве, вокруг нас другие - те самые родные и не очень, близкие и дальние. Так вот, чтобы быть прощеным Богом, надо самому научиться прощать. Сегодня утром на Божественной Литургии в храмах звучат слова из Нагорной проповеди Христа: "Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Мф. 6. 14-15).
Вот причина, по которой мы должны примиряться, не копить в себе обиды, не питать вражды! Никто из нас не безгрешен, мы все виноваты - перед ближними, перед дальними, перед Богом! Но если мы молим Господа: "… и прости нам долги наши!", то и сами должны научиться быть милосердными. Причем Господь говорит нам: "Мера того, насколько вы будете прощены, зависит от вас самих!" Только вдумайтесь в слова молитвы "Отче наш", где мы просим Бога: "и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим" (Мф. 6. 12) То есть Бог однозначно предупреждает: "Как ты прощаешь своего обидчика, своего недруга, своего должника, своего врага, так и сам будешь прощен!"
Кстати, верующие знают: часто на исповеди, рассказывая священнику о каких-то сложных ситуациях, когда нам причинили боль или обидели, а то и оскорбили, мы слышим в ответ: "Примирился с обидчиком? Не держишь на него зла? Как это: "Не могу!"? А как же к Причастию пойдешь? На что рассчитываешь? Отпусти обиду от себя!"
Прощеное воскресенье - это день, когда нам всем дается возможность, не наступая на мозоли нашего самолюбия, не уязвляя нашу гордость, не задевая чувства ложного достоинства, попросить прощения у тех, кого мы обидели - вольно ли, невольно. И самим простить тех, кто причинил нам зло. Мы всю Масленицу общались, ходили в гости и сами принимали гостей, Церковь дала нам возможность приблизить к себе другого человека, почувствовать его. По слову одного святого, мы "обновили в себе ощущение ближнего" и теперь, в Прощенное воскресенье, напоминая нам о необходимости повиниться и примириться с окружающими, Церковь деликатно, тактично, дает возможность это сделать. Искренно произнести: "Прости меня, пожалуйста!" И от всего сердца ответить: "Бог простит! И я прощаю!"
Мария Городова (блог автора) http://www.rg.ru/2014/03/02/proschenoe-site.html
Admin Admin
Сообщения : 1166 Дата регистрации : 2011-11-14
Тема: Re: Православная психология детям и семье Сб Май 10, 2014 8:17 am
Статья православного врача-психотерапевта Дмитрия Авдеева о православном взгляде на природу психических болезней. Она публикуется на этом сайте, т.к. предпосылки к невротической (греховной) форме реагирования, во-первых, заложены в самой природе, во-вторых, воспитываются в ребенке с раннего детства. Фактически, для родителей эта статья - ориентир и самовоспитания и воспитания чад своих. Вот выдержка из статьи:
"Грех, как корень всякого зла, влечет за собой и невротические расстройства. Совершаясь в глубине человеческого духа, он возбуждает страсти, дезорганизует волю, выводит из-под контроля сознания эмоции и воображение. По словам святителя Феофана Затворника, «внутренний мир человека-грешника исполнен самоуправства, беспорядка и разрушения». Глубокий невроз — показатель нравственного нездоровья, духовно-душевного разлада. Перечисление симптомов невроза порой попросту представляет собой перечень грехов (раздражительность, гневливость, нетерпеливость и т.п.) и диагнозу медицинскому может соответствовать «диагноз» духовный.
Мертвящая сила греха состоит, по слову святителя Феофана, «в отъятии и как бы убитии сил душевных и телесных. Грех назван ядом: и точно, он есть яд. Как ржа съедает железо, так он съедает душу и тело. Он отнимает у ума живость, сообразительность, быстроту, у воли — крепость и стойкость, у сердца — вкус и такт. Ядовитость же греха для тела всем очевидна. В сем отношении человек, работающий греху, есть то же, что умирающий или томящийся предсмертно. Как ощутимо это выражается в беспрерывном, безотрадном состоянии человека грешника!»
Известный отечественный психиатр, профессор Д. Е. Мелехов полагал, что в основе многих психических расстройств лежит несмирение, а именно - гордость. Невроз в этом смысле не является исключением. Общепризнанно, что заболевание это развивается ввиду конфликта личности с собой (интрапсихический конфликт) или с другими людьми (интерпсихический). Невроз есть столкновение между желаемым и действительным. Чем мощнее это столкновение, тем острее протекает заболевание. «Вера же есть смирение», — говорит святой Варсонофий Великий. Многолетний опыт и наблюдения свидетельствуют, что греховные страсти становятся причиной многих психических расстройств, в том числе и неврозов. Неврозы справедливо называют запущенной формой страстей (имеется в виду страсть в святоотеческом понимании этого слова как греховное расположение души).
Что представляют собой греховные страсти и как они действуют на душу человека? Страсти – это греховные навыки души, обратившиеся от долгого времени и частого упражнения в грехе как бы в природные качества. Так, например, кто постоянно раздражается, воспламеняется гневом, при всяком даже незначительном действии или слове ближнего обижается, наполняется чувством мести и проч. – тот одержим страстью гнева. Кто любит думать и говорить о себе высоко, а о других низко, злословя и осуждая их, - тем владеет страсть гордости, самая гибельная страсть. Итак, всякий грех порождается какой-либо страстью".
.... "Основные принципы православной психотерапии: Исповедание Православной веры и привнесение ее спасительной Истины и духовной чистоты в лечебный процесс. Психотерапевты, соприкасаясь с душой своего подопечного, должны иметь чувство благоговения, ибо каждый человек — обладатель величайшего дара Божиего — святыни души, которая есть образ и подобие Творца. Базирование психотерапевтической деятельности на святоотеческом наследии. Обучение пациентов необходимым навыкам в аспектах самопознания, духовного совершенствования и нравственного воспитания. Содействие в воцерковлении больных и страждущих. Неприятие методов, связанных с насилием над личностью, ложью, лицедейством, оккультно-мистических, механистических психотехник (типа программирования, кодирования и прочих) и иных душевредных воздействий".
Вся статья - http://www.daavdeev.ru/stati-i-intervyu/psixicheskie-zabolevaniya-pravoslavnyij-vzglyad.html
Елена Прудиус
Сообщения : 1080 Дата регистрации : 2011-11-15 Откуда : Тольятти
Тема: Re: Православная психология детям и семье Ср Май 14, 2014 8:26 am
Может ли быть счастлив приемный ребенок?
Статья подготовлена по материалам вебинара ректора Института христианской психологии протоиерея Андрея Лоргуса «Приемные дети», проведенного Институтом христианской психологии.
Вот некоторые выдержки из этой серьезной и разносторонне аргументированной статьи:
Надо помнить, что травма ребенка состоит из переживаний ребенка в своей семье или во время беременности своей матери. Он мог пережить нежеланную, кризисную беременность, это в большинстве случаев. Эмоциональное состояние матери, естественно, оказало влияние на ребенка – он чувствовал себя нежеланным, отвергнутым.
И тогда у ребенка возникает «когнитивный диссонанс» – у него есть родные родители, у него есть приемные родители. У него есть мать и отец, которые дали жизнь, и в то же время есть ощущение своей отвергнутости от этой жизни.
Соединение семейных систем
На рисунке изображены две семейные системы – родных и приемных родителей. Серый фон – это дом, в котором живут приемные родители и ребенок, и который навещают бабушки и дедушки. Более плотные линии – это родные связи приемного ребенка со своими родителями.
Ситуация приемной семьи такова, что принимая в семью ребенка, приемные родители одновременно соединяют свою семейную систему с семейной системой приемного ребенка. Хотят они этого или не хотят, но семейная система становится более сложной с более сложными переплетениями. Это потому, что приемные родители входят в отношения – заочные, реже очные – с родителями ребенка, которого они приняли.
Если приемные родители выбирают путь игнорирования или «табуирования» вопроса о родных родителях приемного ребенка, то по сути дела они закладывают огромную мину, которая рано или поздно взорвется в душе ребенка.
Система приемной семьи неизбежно включает в себя систему родных родителей ребенка. То есть если родители готовы взять в свою семью приемных детей, это означает, с психологической точки зрения, что они готовы взять в свою семью и семейную систему родных родителей ребенка.
Это означает, что, во-первых, они должны проявлять к ним уважение как к людям, которые дали жизнь их любимым приемным детям. Во-вторых, они должны уважать соответствие своих детей приемным родителям – физическое, эмоциональное, психологическое, может быть, даже духовное – то, что мы называем в жизни «сходство».
Приемные дети похожи на своих родных родителей. Это закон природы, не только телесной, но и духовной. И закон этот отменить никто не может. Если приемные родители уважают этот закон, то они будут поддерживать в своем приемном ребенке уважение к родителям, которые его родили, дали ему свои черты лица, черты характера и семейное наследие.
Особенно это касается тех случаев, когда родные родители известны. Но даже если они неизвестны, приемные родители должны заочно, безымянно высказывать к ним уважение. В худшем случае усыновители встают на их место, как бы замещают их собой.
Позиция замещения – это самый худший тип усыновления, который только может быть и о котором следует предупредить, потому что здесь происходит тот самый «когнитивный диссонанс» – приемным детям приемные родители родными родителями никогда не могут стать.
Мы должны всегда помнить, что роль приемных и родных родителей совершенно разная. Родные родители – те, кто дали жизнь и свое природное наследство. А приемные родители помогают детям развиваться, дают им воспитание, обеспечение и помогают им войти в свою жизнь. Если коротко – одни дают жизнь, другие воспитывают.
На этом рисунке показано, что ребенок, которого лишают родных родителей (они как бы размыты, где-то в небытии), сохраняет очень твердые связи с ними – он их чувствует в душе, он их чувствует телесно, но не может их знать, они для него как бы скрывается в тумане. Эти связи повисают в воздухе, они тяготят ребенка, он их интуитивно чувствует, но не может видеть, откуда они.
Если ребенок находится вне приемной семьи, то он имеет четкое понимание, что где-то у него есть родители. А когда он попадают в семью, и особенно когда там есть и родной ребенок, тогда у него возникает тот самый «когнитивный диссонанс»: кто я? с кем я связан?
Елена Прудиус
Сообщения : 1080 Дата регистрации : 2011-11-15 Откуда : Тольятти
Тема: Re: Православная психология детям и семье Сб Авг 23, 2014 9:23 am
ЛОВИ МОМЕНТ Маргарита Коваленко
Многих молодых мам (знаю по себе и по своим подругам) часто волнуют вопросы типа: когда начинать учить ребенка тем или иным жизненным навыкам, творческим приемам, начинать воспитывать в нем определенные качества? Мне понадобилось три года, чтобы переформулировать вопрос: а надо ли начинать и надо ли учить?
Возьмем простой пример. Как научить ребенка убирать за собой игрушки, затем заправлять кровать, убирать со стола, а еще позже – прибирать свое рабочее место, помогать в уборке по дому? В общем, как приучить ребенка к порядку? – весьма утилитарный, но для многих серьезный и волнующий вопрос. Для меня, как человека, с давних пор страдающего перфекционизмом и завышенной любовью к порядку с признаками обсессивно-компульсивного синдрома, этот вопрос был крайне важен с начала первой беременности. На основании своего опыта на сегодняшний день мой ответ такой: приучение не требуется.
Как ребенок воспримет, что вчера еще разрешали ему бросать вещи как попало, а теперь у него вдруг появляются обязанности?
В обучающей литературе для молодых мам обычно говорится, что начинать приучать к порядку можно ребенка примерно двух лет, причем весь процесс заключается в том, что собирает игрушки в основном мама, как она, очевидно, и делала все эти два года, а ребенок слегка помогает. Здесь начинает работать система «делай, как я», и в итоге ребенок вовлекается в уборку всё больше и больше. Это очень правильная система, но один момент заставляет насторожиться: как ребенок воспримет, что в полтора года ему еще разрешали бросать вещи как попало, а в два у него вдруг появляются обязанности? Кажется, именно в этом вопросе заключается причина того, что система эта на практике работает не очень хорошо: многие мамы жалуются, что как убирали всё сами, так и убирают. Это сродни утверждению из в общем-то неплохой книги Джона Грея «Дети – с небес» о том, что до определенного возраста не нужно ребенку объяснять свои просьбы и делиться своими чувствами – якобы это его травмирует и излишне нагружает психологически. Но разве не больше травмирован будет ребенок, если в один прекрасный день родитель внезапно решит, что пора делиться чувствами?
Ответ на приведенное выше недоумение заключается, на мой взгляд, в том, что решение любого вопроса из той области, что мы называем набившим оскомину словом «воспитание», должно исходить, как ни парадоксально, не от родителя, а от ребенка. Родители могут создавать среду, в которой растут дети, создавать семейный фон общения, но если ребенок не созрел сейчас для рисования красками, то ни ваш собственный талант и творческий порыв, ни педагогические таланты, ни купленные материалы прекрасного качества – не помогут. Если ваш ребенок еще не дорос до духовных бесед, то незачем его ими мучить, а потом расстраиваться, что он ничего не понял или вы не так рассказывали. Когда придет время, он спросит сам, а Господь положит на сердце, как ответить. На незаданные вопросы отвечать не нужно.
В возрасте около года у детей появляется неуемная тяга вкладывания маленькой вещички в большую: матрешки, сортеры, прочие вещи – всё идет в дело
Однако в случае с наведением порядка пресловутый момент, по-моему, чаще упускается, чем опережается. Удивительно, но ни в одной просмотренной мною книге или интернет-статье на эту тему не упоминалось о том, что гораздо раньше двух лет – в районе года – у ребенка появляется неуемная тяга вкладывания маленькой штучки в большую. Матрешки, сортеры, да что там – вся домашняя посуда берется в оборот, и маме остается только поощрить этот интерес и немного его направить: в какой-то момент приостановить бесконечный цикл рассыпания и собирания и сказать: «Какой ты молодец: всё собрал! Какой у нас порядок в комнате! Теперь можно спокойно идти кушать / спать / гулять». Но уж если вы решили следить за чистотой, не уходите кушать, спать или гулять, не прибрав в детской комнате вместе с ребенком до 2–3 лет, если он не справляется сам. Иначе, опять же, всё бесполезно.
Матрешка была любимой игрушкой моего сына на втором году жизни в течение полугода, если не больше. Кроме того, за это время мы вдоволь натренировались раскладывать по трем разным коробкам мячики, машинки и игрушечных зверей – это уже, к слову, развитие математического мышления на материале множеств.
К полутора годам сын помогал мне развешивать белье после стирки и с великим удовольствием выбрасывал мусор в ведро, и никогда ему не приходило в голову разбросать содержимое ведра по квартире, спустить куда-нибудь белье или еще какой-нибудь вандализм устроить: зачем? Он же знает, как этим нужно пользоваться, как этим пользуются взрослые. А ведь все дети, на нашу беду, хотят походить на взрослых.
К тем самым двум годам, когда якобы надо только начинать приучать его к порядку, у ребенка уже вырабатывается условный рефлекс, и он даже может проявить творчество и вкус в этом, казалось бы, скучном деле: «Давай это поставим сюда, так красивее».
К совсем уже сознательному и кризисному возрасту трех лет, когда ребенок уже не помещается поперек лавки и воспитывать поздно, как давным-давно поняли наши предки, когда ребенок мог бы вдруг отказаться наводить порядок – он этого не делает. Ему просто не приходит в голову, что в этом месте можно взбрыкнуть, ибо привычка – вторая натура, как говорили древние римляне, особенно если эта привычка выросла на благодатной почве собственного интереса, а не была навязана извне. Как-то одна очень спешащая мама ввела своего трехлетнего ребенка в ступор фразой типа: «Да ладно, пускай валяется, потом уберем». Пришлось маме притормозить и дать ребенку сделать всё как полагается. Дети ведь как известный герой фильма «Человек дождя»: если привыкли, то «сначала кленовый сироп, потом блинчики» – и никак иначе.
Сейчас я вижу, как теперь уже наша младшая дочка проходит самую первую стадию освоения порядка: бесконечно вкладывает, складывает, перекладывает, собирает, пока мама не прервет цикл. Ее приводит в восторг, что мама может ее о чем-то попросить: положить игрушку в коробку, поставить вещь на ее место, что-то подать – а она может это понять и сделать! Это же так здорово! Исполнение пятой заповеди – почитания родителей – естественно присуще ребенку, и задача родителей сложна и проста одновременно: не отвратить его от этого.
Как ее выполнить, эту задачу? Думается, логичнее всего обратить свой пристальный и критичный взор не на ребенка, а на себя самого, на воспитание собственной души и превращение своих пороков в добродетели. Пока мы заняты этим важнейшим из дел, наши дети растут гораздо спокойнее, развиваются гармоничнее и чувствуют себя счастливее, чем когда мы играем с ними в воспитателей и воспитуемых.
Например, если отрефлектировать наши собственные родительские думы и чаяния, можно прийти вот к каким предположениям. Если нас волнует, с какого возраста нужно начинать с ребенком рисовать, это свидетельствует об одном: сами мы рисовать не хотим (что само по себе совсем не преступление). Если мы беспокоимся поскорей бы научить ребенка читать, наверное, нам лень читать ему вслух по вечерам (но ведь именно совместное чтение с родителями прививает ребенку любовь к книге). Если мы спрашиваем, когда нужно начинать с ребенком молиться, значит, мы сами молимся мало и плохо и нам нужно указание сверху: «Начинай молиться через два месяца! А пока можешь отдохнуть». Если нас интересует, в каком возрасте нужно начинать вести с ребенком духовные беседы и рассказывать о Боге, это значит, что наш ребенок нас еще об этом не спросил. А не спросил он по одной из двух причин: либо он еще слишком мал и этот вопрос не созрел в его голове, но обязательно созреет, либо мы ведем духовную жизнь такого качества, что ему и в голову не приходит что-то такое у нас спросить.
Воспитание состоит из двух моментов: воспитывать самого себя и, с любовью наблюдая за ребенком, ловить момент – момент появления потребности.
Итак, воспитание детей, на мой взгляд, состоит из двух моментов: воспитывать самого себя и, с любовью наблюдая за ребенком, ловить момент. Момент появления потребности, на которую можно и нужно ответить со всем старанием.
Удивительно, но жить просто, естественно и быть счастливым в настоящий момент нужно еще научиться! Желаю читателям успехов в этом нелегком труде.
Маргарита Коваленко 22 августа 2014 года http://www.pravoslavie.ru/jurnal/73011.htm
Елена Прудиус
Сообщения : 1080 Дата регистрации : 2011-11-15 Откуда : Тольятти
Тема: Re: Православная психология детям и семье Ср Ноя 26, 2014 9:07 am
БОЛЬШЕ ДОМИНАНТ, ХОРОШИХ И РАЗНЫХ Детские зависимости и способы их преодоления Священник Владимир Сергачев
«Опасности современной действительности и наши дети» – так была сформулирована тема беседы родителей и педагогов со священником Владимиром Сергачевым. Отец Владимир говорил о волнующей многих родителей теме – компьютерной зависимости детей, – опираясь на теоретические достижения психофизиологии XX века.
Родители часто задают священнику очень конкретные вопросы: «Как приучить детей к выполнению домашних обязанностей?», «Как реагировать на грубость детей по отношению к родителям?», «Как отучить ребенка играть в компьютерные игры?»… Это, конечно, важные вопросы, но более правильно, с моей точки зрения, не просто отвечать на них исходя из своего личного опыта, а подготовить какие-то теоретические основы для своих размышлений. Если мы будем знать, как устроены наши дети, мы сможем более осознанно и самостоятельно решать конкретные вопросы воспитания.
Я бы хотел предложить вариант изложения христианской антропологии, крайне простой, в очень грубых штрихах, но в целом мы попробуем создать достаточно правомерную структуру для дальнейших рассуждений.
Христианская антропология и открытие Павлова
Итак, человек в христианстве понимается как единство тела и души или тела, души и духа. То, что у нас есть нечто помимо тела, – мы знаем точно, потому что оно у нас болит. Трехчастное деление человеческой сущности иногда бывает полезно, потому что душа является сложной структурой, и у нас бывают как более высокие, так и более низменные, близкие к животным движения души. Те движения, что связывают нас с Богом (или, наоборот, уводят от Бога), можно назвать духом. Однако принципиально двухчастное и трехчастное деление друг от друга мало отличаются, и спора как такового между святыми отцами на эту тему нет, как иногда полагают.
Теперь посмотрим, как устроена наша душа. Рассмотрим подробнее ту часть души, которая может быть исследована научными методами (физиологией, психофизиологией), оставив «духовный» уровень для отдельной беседы. Все со школьной скамьи знают великого физиолога Ивана Петровича Павлова, который изучал условные рефлексы на собаках. Но какое значение его открытие имело для понимания организации человеческой души?
Спойлер:
Павлов ввел в научный оборот термин «сигнальная система», и обычно в связи с его именем мы вспоминаем о первой сигнальной системе, которую сам ученый определил так: «Это то, что и мы имеем в себе как впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды, как общеприродной, так и от нашей социальной, исключая слово, слышимое и видимое. Это – первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными». Однако у человека есть и нечто другое: мы способны формировать образ, отвлеченный от обстоятельств, с помощью речи. Это вторая сигнальная система, система знаков, символов и образов. У животных ее не бывает – она дарована человеку Господом и развивается в процессе жизни в обществе. Учение Павлова было революцией в физиологии.
Две сигнальные системы у отдельного человека развиты по-разному – это закладывается от рождения. Павлов назвал художественным типом тех людей, у которых больше развита первая система: они очень впечатлительны, могут видеть красоту этого мира, могут творить, но часто не могут это анализировать, обдумывать. Второй тип людей – мыслительный – это те, кто видит в мире скорее не краски, а схему, им везде не хватает знака. Есть, конечно, и смешанный тип. Павлов предположил, а потом и доказал экспериментально, что и первую, и вторую сигнальную систему можно и нужно развивать, чтобы наиболее полноценно воспринимать внешний мир.
В настоящее время эту теорию часто упрощают, и людей художественного типа называют правополушарными, а мыслителей – левополушарными. Это не совсем правильно, и вот почему.
Сейчас стало возможно изучать активность мозга человека во время какой-то его деятельности, и было проведено очень интересное исследование работы человеческого мозга во время решения какой-либо задачи, в широком смысле этого слова. Оказалось, что схема, по которой человек решает любую задачу, примерно одинакова. Сначала он пытается найти в своей памяти, в знаковой области, какие-то аналоги тому, что он видит, – работает вторая сигнальная система. Когда ничего в памяти не находится, человек пытается догадаться с помощью интуиции – первая система. Затем снова включается вторая, и так две системы включаются по очереди. Но в момент озарения активируется весь мозг. Таким образом, при решении задачи любого характера у человека с любым складом ума активно работает весь мозг, а не только какое-то одно полушарие.
После озарения обязательно должна включиться вторая сигнальная система – нужно осмыслить результат. Этот момент очень важен для педагогов, которые пытаются чему-то детей научить: ребенок может до чего-то догадаться, на него снизойдет озарение, но если он не осмыслит этого решения, то в дальнейшем с подобной задачей он не справится, поскольку не занесет ее в свой запасник символов.
Однако даже если осмысления не произошло, сам момент озарения тоже очень важен, поскольку тот, кто хоть раз это чувство испытал, захочет это повторить и будет искать задачи снова и снова.
Теория доминанты и борьба с зависимостями
Алексей Алексеевич Ухтомский Алексей Алексеевич Ухтомский Теперь давайте вспомним физиолога Алексея Алексеевича Ухтомского, с именем которого связана так называемая теория доминанты. Очень важно с ней познакомиться всем педагогам и родителям. В момент озарения при решении задачи схема активации всей коры головного мозга у человека сохраняется, и возникает доминанта – устойчивый очаг возбуждения нервных центров. Если в дальнейшем человек столкнется с чем-то таким, что хоть отдаленно напомнит ему об этом состоянии, активация в голове произойдет точно по той же схеме, и человек снова переживет то же самое сильное эмоциональное потрясение. Доминанты можно условно разделить на положительные и отрицательные. Положительные – это те, что прививают нам вкус к творчеству и решению жизненных задач. Отрицательные, паразитирующие доминанты вызывают у человека разнообразные зависимости: наркотические, психологические, игровые. Они возникают после того, как человек искусственным образом достиг этой активации мозга с помощью суррогатных средств, и у него возникает условный рефлекс, как у собаки Павлова, – ему снова хочется достичь этого состояния, и он его достигает, пользуясь теми же средствами.
Отрицательную доминанту в лоб разрушать нельзя: в момент ее активации любое воздействие на человека идет только на подпитку доминанты.
И вот здесь мы переходим к нашим частым вопросам об игровых, компьютерных зависимостях. Как бороться с отрицательными доминантами? Во-первых, Ухтомский сразу сказал, и это очень важно знать, что в момент активации доминанты любое воздействие на человека – положительное или отрицательное, физическое или эмоциональное – идет только на подпитку доминанты, потому что мозг все свои резервы отправляет в этот активный центр, а во всей остальной части нервной системы происходит торможение. Поэтому если наш ребенок уже погрузился в какую-то зависимость, а мы этого вовремя не заметили и теперь начинаем ребенку за это выговаривать, возмущаться, то это только усиливает зависимость. То есть доминанту в лоб разрушать нельзя. Как же быть в такой ситуации?
Хорошо тем, у кого доминант много, кто в жизни накопил много таких положительных событий. Ребенок, погрузившийся в зависимость, обычно сам понимает, что ему уже плохо, или может осознать это с помощью родителей. Тогда он может перескочить на другую доминанту, положительную, и отрицательная начнет постепенно угасать. Например, если ребенок любит кататься на велосипеде, мы можем его от компьютера пересадить на велосипед, и ему будет хорошо, он вернется с прогулки счастливым человеком. То есть наша задача как родителей в том, чтобы помочь ребенку накопить как можно больше этих доминант, чтобы он был более свободен.
Есть и другой способ, стандартная психологическая методика работы с людьми, которые перенесли какие-то потрясения – приобрели отрицательную доминанту. Например, ребенок пережил пожар, его спасли, но он после этого боится любого огня. Психотерапевт предлагает ребенку нарисовать горящий дом, и он рисует охватившее дом огромное пламя. Потом он рисует дом, у которого огонь меньше, потом еще меньше, и еще. Потом зажигают спичку: «Дуй на спичку!» Ребенок дунул и победил огонь. То есть человек переживает свой страх и сам свою доминанту разрушает. Но это довольно сложно, и не у всех это получается. Так что лучше ребенку помочь создать резерв тех доминант, на которые можно переключиться.
Однако сейчас очень часто бывает, что ребенку переключиться не на что, что он ничем не интересуется. А почему так происходит? Здесь можно вернуться к словам Павлова о том, что нужно развивать в ребенке обе сигнальные системы, чтобы он вырос гармоничной личностью. Сейчас педагоги в один голос жалуются, что все дети стали правополушарные и у них большие проблемы с точными науками и вообще с учебой. Но это всё идет из раннего детства. Нам некогда заниматься ребенком, и мы его в 2–3 года посадили перед телевизором, чтобы он за нами не бегал, не надоедал. Ребенок доволен, родители довольны, но ведь телевизор – это работа в чистом виде на первую сигнальную систему: там сплошные образы. Из таких людей, которые хорошо развили в себе первую сигнальную систему, получаются хорошие спортсмены. Мыслители обычно более заторможены, а этот человек может быстро действовать, например забить гол. Он может быть хорошим диспетчером: держать в поле зрения много объектов и быстро нажать какую-то кнопку – неизвестно зачем, главное, что быстро.
Важно читать ребенку вслух. Ребенок слышит слово – знак – и должен это слово связать с каким-то образом.
Но если мы хотим другой судьбы для своего ребенка, то следует стараться развивать у него и вторую сигнальную систему, а на нее лучше всего работает чтение, особенно чтение вслух – слушание чтения родителей. Ребенок слышит слово – знак – и должен это слово связать с каким-то образом, в отличие от восприятия образов напрямую с экрана телевизора. Во время чтения ребенку вслух мы создаем ему такую доминанту – когда из слова появляется картинка. Дальше эта же самая доминанта будет его подталкивать читать самостоятельно – это уже методика обучения чтению через доминанту. Именно поэтому маленькие дети любят слушать много раз одну и ту же сказку: ему один раз понравилось, у него зародилась доминанта, и он к ней возвращается снова и снова – маленькому ведь многого не надо. Ему не надо много игрушек: он найдет какую-нибудь маленькую погремушечку, с которой у него связано что-то хорошее – мама дала ему, когда ему было плохо. Или мишка, пусть без лапы и без носа, но он будет любимым. Вот эти мелочи все мы знаем и понимаем, а оказывается, у них есть такое глубокое теоретическое основание.
Однако слишком ярко выраженные мыслители могут быть хоть и хорошими систематизаторами, но несчастными в жизни, эмоционально зажатыми, могут бояться действовать, стремиться к схеме во всём – это тоже перекос. Первую сигнальную систему развивают занятия творчеством, уроки красоты, физическая активность.
Конечно, когда у ребенка слишком много доминант, ему в более старшем возрасте может быть сложно выбрать что-то одно для более углубленного изучения, для выбора профессии, но не стоит слишком этого бояться. Ведь в чем преимущество ребенка, у которого много интересов? Во-первых, он очень хорошо развивается, потому что развитие при активной доминанте идет гораздо быстрее, чем если ребенок учится из-под палки. Ему всё нравится, нравится учиться, ребенок растет счастливым. Во-вторых, в настоящее время многие научные прорывы совершаются в области междисциплинарных исследований: биохимия, математическая лингвистика, психофизиология, психолингвистика – дисциплины, требующие от исследователя разностороннего развития. Узкий специалист с большой вероятностью пройдет мимо возможности сделать открытие и не сможет решить задачу. Поэтому не стоит слишком рано навязывать ребенку какую-то специализацию, заставлять его что-то выбирать искусственно. Нужно научить его многому, давать как можно больший диапазон. То, что ему не подходит, отпадет само собой или от недостатка времени. К тому же полноценное взаимодействие между первой и второй сигнальной системой у ребенка включается после 14 лет, только тогда он может полноценно рефлектировать и распоряжаться своей волей, а до этого он часто не может даже понять, чего он хочет.
Удовольствие подросток получит не от самого занятия, а от того, что он сам это выбрал, а не мама навязала. Это для него будет важнее всего.
Нужно развивать в ребенке не только такие доминанты, которые касаются его лично, но и доминанты, связанные с общением. Если у ребенка будут интересы, связанные с созиданием, то в процессе этих занятий он будет взаимодействовать с другими детьми с таким же созидательным настроем. Тогда вероятность того, что ребенок попадет в «плохую компанию», существенно уменьшается. Если ребенок попал в плохую компанию, то это вина родителей. Однако не стоит формировать круг общения ребенка с помощью его изоляции, отсечения всего плохого. Иначе что делать ребенку, когда он захочет оторваться от родителей, отделиться от семьи (а в подростковом возрасте он этого обязательно захочет)? Дома родители хозяева, в православную гимназию тоже родители его поместили, друзей ему посадили рядышком за парту… Из всего этого ребенок обязательно захочет вырваться. Он сам найдет себе отдушину, которая нам с большой вероятностью очень не понравится. Скорее всего, это будет сделано в тайне от нас, и когда мы это заметим, это уже будет яркая доминанта, причем удовольствие будет заключаться именно в том, что он сам это сделал, а не мама сказала! Это для него будет важнее всего. Если же мы сразу начинаем с того, что формируем у ребенка интерес к какому-либо занятию, виду спорта, или он сам захотел чем-то заниматься, а мы только помогаем ему попасть туда, где его интерес будет реализован, то получается совсем другая мотивация: «Мне это интересно, и поэтому я там». Здесь нет никакого насилия и никакого отсечения – мы только направляем ребенка к его собственным желаниям. Мы помогаем ему выбрать то, что нужно ему, а не нам.
Бывает, правда, что ребенку понравится чем-то заниматься (например, такое часто случается с музыкой), но становится трудно, и ребенок говорит: «Я не хочу». Вот в этот момент надо ребенку помочь справиться с трудностью – иногда, может быть, заставить пойти. Здесь зарождается еще одна очень важная доминанта – удовлетворение от преодоления трудностей. К этому тоже нужно ребенка готовить, чтобы он не пасовал перед первой неудачей, – так ни одно серьезное дело невозможно закончить.
Очень важен, как в любой области, и личный пример: если вся семья трудится, то и ребенок с большой вероятностью будет понимать, что работать нужно, от этого никуда не денешься. И если он видит, что родители получают удовольствие от работы. Конечно, соблазнов в нашей жизни очень много, но нужно личным примером показывать, как с ними бороться.
Информационная революция и наши дети
В чем же специфические опасности современного мира? Прежде всего, в нашем обществе произошла информационная революция: доступность информации теперь на принципиально другом уровне. Когда раньше человеку нужно было найти какие-то сведения, он шел в библиотеку, записывался, перебирал какие-то справочники, словари, каталоги, находил книжку в 1200 страниц, в которой неизвестно что написано. А сейчас он набирает поисковый запрос, нажимает одну кнопку – и всё, вся информация перед ним. Такой резкий скачок доступности информации привел к тому, что люди оказались к этому не готовы. Даже довольно молодые люди продолжают жить прежними темпами: просто чисто психологически общество к этому не подошло.
И информационный шум раньше практически отсутствовал: человек открывал газету «Правда» и знал, что всё, что там написано, – действительно произошло. Доверие к печатному слову было полным. Теперь же нужно каждый раз проводить определенную работу, чтобы отсеять информационный шум и разобраться, где истина. А к этому мы совершенно не готовы: мы верим всему, что читаем.
Но особенно остро проблема информационной революции встала среди православных, потому что мы говорим: «Ну и пусть мир меняется! А мы будем с Богом». Мы заведомо себя исключаем из исторического процесса, а наши дети оказываются совершенно безоружными, ведь мы не можем их научить тому, чего сами не знаем и не понимаем.
Мир живет и развивается по какой-то своей траектории, от нас это не зависит, нельзя с этим не считаться. Наша задача в том, чтобы помочь своему ребенку в этом мире устоять на ногах, жить в этом мире, как-то с ним мириться. Поэтому нельзя вести страусиную политику – мы должны сами во всем разобраться и подготовить ребенка. Вообще когда ребенок и взрослый вместе чего-то не понимают – это очень хорошая ситуация, потому что тогда ребенок видит перед собой не какого-то всезнающего гуру, а просто такого же человека, у которого чуть больше опыта. И ребенок смотрит, как этот человек решает задачу, – он учится учиться. Здесь очень большой педагогический простор, и не надо этого бояться. Мы же часто показываем ребенку, что мы пасуем перед тем, чего мы не знаем. Нужно чаще общаться с ребенком, обсуждать с ним то, что происходит, разбираться в чем-то вместе. Это укрепляет отношения с ребенком и радует его тем, что и он поучаствовал в решении проблемы.
Например, ребенок просит создать ему страничку в соцсети, потому что у всех одноклассников они есть. Нужно ценить, что ребенок подходит к вам, а не к другу, и пытаться его услышать, а не отталкивать. Нужно сесть и сделать это вместе с ним, тогда он и дальше будет подходить к вам со своими вопросами и проблемами. А иначе он всё равно найдет лазейку, а вы не будете знать, чем он занимается.
Говорить ребенку, что все вокруг глупые, учебники безумные, компьютеры зло, а мы выше всего этого, – значит, воспитывать его снобом и гордецом.
Говорить ребенку, что учителя и одноклассники у него глупые, учебники безумные, компьютеры зло, а мы выше всего этого, – значит, воспитывать его снобом и гордецом. Человек, который считает, что он особенный, – пусть даже в глубине души он понимает, что это не так, – всю жизнь будет требовать к себе особого внимания, будет демонстративно вести себя не так, как все. В православной среде это сплошь и рядом. Вот один пример, который можно видеть в небольших храмах на каждой Литургии: священник служит один, начинается служба, и вдруг один человек приходит и начинает требовать исповедовать его или его детей. Служба останавливается, и 200 человек должны 15–20 минут стоять и ждать. Он что, смертельно больной? Он что, нуждается в соборной молитве? Нет. Он просто опоздал! И требует к себе такого внимания. А мы этого уже даже не замечаем, и это самый страшный момент: это значит, что мы привыкли к такому отношению.
Священник Владимир Сергачев Записала Маргарита Коваленко
26 ноября 2014 года http://www.pravoslavie.ru/jurnal/75432.htm