В календаре почти середина октября, и мне продолжают жаловаться родители на своих школьников – не могут сосредоточиться, отлынивают от уроков, тянут резину, устраивают истерики на пустом месте: резинку потерял или без зеленой ручки никак невозможно выполнить задание по русскому языку, потому что подчеркивать можно только зеленой и никакой другой. И доводы мамы о том, что пока не купили новой ручки, сойдет и зеленый фломастер, совершенно не убеждают ее ребенка, вдруг ставшего невероятно упрямым.
Да что там другие родители, собственный внук, в прошлом году с лёту делавший уроки, вертится на табуретке перед письменным столом, как на горячей сковороде и вид имеет крайне раздраженный и даже злой. Уроки делать ему точно неохота.
Чаще всего это синдром первой четверти. Впервые я задумалась об этом неприятном явлении, как о регулярно проявляющемся в жизни школьника, когда младшая дочь пошла в седьмой класс. Она легко и хорошо училась, была к тому времени уже ответственной и дисциплинированной, но каждый год в сентябре повторялось одно и то же, и вот уже седьмой класс – и опять та же песня: как все надоело, сколько можно делать эти уроки! Ясно, что вопрос носил чисто риторический характер, т.к вместо ожидания ответа сопровождался швырянием тетрадей и ручек по всей комнате. С тех пор прошло много лет, и я каждый год регулярно продолжаю сталкиваться с бурными реакциями протеста на школьные обязанности у вполне благополучных детей, но до сих пор не смогла написать об этом. Думаю, у меня синдром первой четверти А, если любому взрослому хорошенько проанализировать свое эмоциональное состояние после летней отпускной кампании…, то окажется, что большинству из нас нужен некоторый период для раскачки и врабатывания в новый трудовой год. А что говорить о детях? Они в полном отчаянии после веселого прекрасного лета, которое пролетело как пара вдохов-выдохов. Не у всех синдром ПЧ проявляется явно и бурно, дети с сильным темпераментом продемонстрируют его со всей силой, на которую они способны, а тихие могут тосковать и вяло саботировать учебу. Внимание и понимание нужно проявить ко всем.
Дорогие родители, поймите их и проявите терпение, обычно к концу первой четверти (в старом школьном времяисчислении) у школьников возникает примирение со своей судьбой и врабатывание в учебный режим. Но, для того, чтобы это произошло побыстрее и с меньшими неприятностями в виде плохих оценок и испорченной репутации, стоит иметь в виду и следовать некоторым правилам.
1. Честно вспомнить себя и свой синдром ПЧ, хоть в малой степени проявившийся у вас самих.
2. Знайте сами и расскажите детям, что это бывает у всех – у кого-то страдания от потери летней свободы сильнее и заметнее, но на самом деле трудно бывает всем, вот и вам после отпуска тоже нелегко снова впрягаться. Но ведь НАДО… НАДО может вызвать новый взрыв негодования. Ничего, выслушаем и это, ведь и мы своего отпуска ждем - не дождемся. А НАДО уже часть сформированной у вашего ребенка картины мира.
3. Начните подбирать разбросанные тетрадки и уговорите свое чадо делать это вместе, ведь тетрадки и ручки ни в чем не виноваты, а еще пригодятся.
4. Дайте время остыть (третий и четвертый пункт можно поменять местами), оставьте ребенка на некоторое время одного.
5. А теперь поймем, что ему нужен компромисс, обстоятельство, примиряющее с потерей свободы. Это, как правило, легальная возможность позаниматься любимым делом, пусть не так долго, как на каникулах, но все же. Мы можем пойти по варианту аванса и договоренности, например: ладно, поиграй в свой Майнкрафт тридцать минут, а потом за уроки. Но за договоренность, если ребенок дал слово, надо твердо держаться и не проявлять чрезмерной мягкости. Хотя могут быть и исключения, когда он очень сильно расстроился и нуждается в более длительном отдыхе и восстановлении (не от труда, конечно, а от своих переживаний по поводу его необходимости). Можно обсудить с ним, как он проведет выходные (если хорошенько постарается на неделе).
6. В любом случае сохраняйте спокойствие и уверенность, что СПЧ явление временное и преходящее. Не срывайтесь на ребенке и не обижайте его обвинениями в тунеядстве; сможете удержать себя в руках – ваш ребенок получит наглядный пример управления своими эмоциями, когда достаточно созреет для этого.
Надо только кое-что иметь в виду. Если вы в свое время успешно прошли школьные трудности и вполне состоялись в жизни, то уже обеспечили ребенка готовым хорошим сюжетом и стратегиями преодоления трудностей. Ну, а если сами плохо учились, а теперь требуете пятерок от своего отпрыска, то это, как минимум, несправедливо. В конце концов, не в пятерках счастье, и классы не могут состоять из одних отличников и хорошистов. В жизни преуспевают не только они, но и те, кто точно знает, что дома их поймут и дадут еще один шанс стать умнее и лучше.
(с) Елена Прудиус, детский врач-психотерапевт, педагог-психолог, 12.10.13.