Если ситуация не является очень срочной, вы можете подготовиться к консультации, позвонив предварительно и объяснив вашу ситуацию (для тольяттинских родителей - мой тел. 8 9278 970 216), а затем выполнив следующее задание:
Анкета для родителей Отметьте, пожалуйста, нужные пункты вопросов (обведите цифры, подчеркните) и при необходимости и желании напишите более подробно:
1. Что вас беспокоит ли Вас что-то в поведении или состоянии ребенка: раздражительный, плаксивый, плохо спит, агрессивный, дерется с другими детьми, не слушает родителей, робкий, неуверенный, боязливый, (чего именно боится), часто просится «на ручки», требует долго укладывать его в постель, слишком любит кататься на качелях, склонен к разрушению игрушек и других вещей, страдает недержанием мочи, кала, тиками, заиканием, аллергией, другими заболеваниями…
2. Когда появились беспокоящие вас явления, что вы пытались предпринять и с каким успехом? Если были диагнозы и рекомендации специалистов - укажите их в хронологическом порядке. Если были другие проблемы развития и воспитания, сообщите о них.
3. Что значит имя ребенка и (или) в честь кого он назван?
4. Кого из родственников вам напоминает ваш ребенок по характеру (возможно, вас?) и каково ваше отношение к этому человеку и его судьбе?
5. Кто, кроме вас, принимает участие в жизни ребенка, его воспитании, к кому он привязан, кто является его другом, авторитетом?
6. Кого вы считаете членами своей группы поддержки в ситуации проблемы с ребенком?
7. Какие телепередачи, мультфильмы, сериалы, рекламу любит смотреть Ваш ребенок? Его любимые герои (почему нравятся?). Напишите, пожалуйста, подробно.
8. Что ему нравится в этих передачах, как Вам кажется?
9. Какие занятия и игры предпочитает Ваш ребенок: куклы, машинки, конструкторы, догонялки, прятки в укромные места, ролевые игры с участием взрослых и других детей. Предпочитает строить, разрушать (нужное подчеркнуть)? Опишите подробно его игры, что в них происходит
10. Любит ли он слушать, когда ему читают (да, нет), рассказывают (да, нет)? Что ребенок любит слушать, какие сказки и другие произведения, каких авторов?
11. На что это похоже? Напишите про «это» маленькую историю, любую вашу фантазию про «это». Потом попросите сделать это вашего ребенка и тоже запишите.
Тест «Неоконченная история»
Прочитайте следующие маленькие истории и придумайте их продолжение, ориентируясь на вопросы или смысл последней фразы. Ваша фантазия ничем не ограничивается, может быть все, что вам угодно.
1. В лесу на дереве есть гнездышко. В нем живет птичья семейка – мама, папа и птенчик. Однажды налетел сильный ветер и сломал ветку, на которой находилось гнездышко. Гнездышко вместе с птичками полетело вниз. Что будет с птенчиком?
2. У одной козы был козленочек. Она его кормила молочком, и он его очень любил. Потом козленок подрос, научился есть травку и пить водичку, а у козы появился еще один крошечный козленочек. Она сказала своему старшему, что молочко будет теперь отдавать младшему. Что делать старшему козленку?
3. Одной девочке однажды подарили слоненка (какого вы себе представляете). Она куда-то отлучалась на некоторое время, а когда вернулась, то увидела, что слоненок изменился. Как изменился слоненок?
4. Маленький кенгуренок сидел в сумке своей мамы. Там было очень тепло и мягко. И вот однажды…
5. Старший брат часто смеялся над младшим, дразнил его и щелкал по носу, а тот терпел его насмешки до тех пор, пока…
6. Деревня находилась прямо у подножия вулкана. Он тихо дремал и наслаждался жизнью, хотя иногда ему надоедало, что люди и животные будят его, расхаживая по склонам или даже заглядывая в самое жерло. И вот он почувствовал, что начинает пробуждаться. Внутри становилось все горячее и горячее, и это горячее подступало все ближе к его жерлу…
7. Прямо посреди леса стояла печка, и она была волшебная – сама топилась и в ней всегда было тепло, и стояла она совсем одна…
8. Один мальчик гулял по лесу и вдруг увидел огромное дерево, вершина которого терялась высоко в небе. Он подошел к этому дереву и …
9. Мальчик гулял по лесу и увидел очень глубокую нору, в которую спускалась лестница. Он подошел поближе и …
10. Одной девочке очень нравилось выступать перед зрителями. Однажды в доме были гости, ее поставили на стульчик рассказывать стихотворение, а она его забыла. И тогда…
11. Однажды к родителям пришли гости, и мальчика отправили спать. А спать ему совсем не хотелось. Тогда он тихонько встал, взял свои вещи (какие хотите) и подошел к двери…
PS. Если мы рассказываем эти сказки девочке, то главный герой – девочка, если мальчику – то мальчик. Тест может пройти любой член семьи, очень хорошо, если его проходят кроме мамы, еще и папа (но не заставлять ни в коем случае, а только очень вежливо просить и не обижаться на отказ или "отмаз"), и все желающие братья и сестры. Очень приветствуется участие бабушек и дедушек, а также теть, дядь и крестных. Кроме шуток - чем больше, тем лучше для ребенка - героя проблемы. Т.о. мы собираем целостную картину возможностей семьи, главное, ее ресурса, того, на что будем опираться, помогая ребенку в его развитии и решении проблем.
Если ребенок испытывает трудности с какой-то историей, ее можно пропустить, а потом, после успешной работы с другими - вернуться и попросить просто придумать что-нибудь. И отметить эту трудность в вашем письме.
Чтобы прислать ответы, напишите мне ЛС, тогда я смогу ознакомиться с результатами вашей работы до консультации, что сделает ее более эффективной, и у нас появится приватная линия общения. И все же об очень личном лучше рассказать в ходе реальной встречи, т.к. любой сайт можно взломать.
На консультацию желательно принести данные мед. карты ребенка (перенесенные заболевания и травмы, группа здоровья, диспансерное наблюдение), рисунки ребенка (любые, те, что рисует просто для своего удовольствия), школьные тетрадки. Попросите воспитателя или учителя написать небольшую неформальную характеристику ребенка (подписи и печати не обязательны).
Так же нужно выполнить рисуночные тесты:
1. "Семья" . Рисует сначала мама, потом просит ребенка и остальных членов семьи, кто пожелает. Заставлять никого ни в коем случае нельзя (так можно потерять возможность партнерских отношений), просто попросить. Рисовать можно все, что угодно на заданную тему, не обязательно свою семью, любыми изобразительными средствами. Спросите у ребенка, кого нарисовал первым, вторым... Что они делают, какое настроение? Запишите краткий протокол, чтобы не забыть.
2. "Невиданное существо" (с 8 лет). Это любая фантазия прямо из головы, но если ребенок нарисует кибера из мультика, пусть будет кибер. В тесте те же участники, чем больше, тем лучше. Нужно придумать небольшую историю об этом невиданном существе и записать ее.
3. "Триптих" (с 3-4-х лет). Можно нарисовать на одном листе, разделенном на три равные части, или на трех отдельных листах, изображения по трем темам: а. Самое любимое. б. Самое интересное. в. Самое страшное.
Зачем нужны другие члены семьи? Силами одной мамы трудно решать сложные детские проблемы, поэтому нам надо "взвесить" и оптимизировать совокупный ресурс семьи.
NB. Очень важно! Если вы хотите, чтобы работа с психологом принесла хороший результат, обязательно выполнение заданий тем взрослым, который обратился за консультацией - обычно это мама. Нередко возникает ситуация, когда мама сама приходит без своего выполненного задания и при этом хочет, чтобы ее ребенок хорошо и ответственно учился в школе или вел себя дисциплинированно в садике и убирал за собой игрушки дома. Первое, что она должна сделать, это подать ему собственный пример нужного поведения, иначе вся наша работа пройдет впустую.
В этой теме можно также задавать вопросы, если они не носят очень личного характера, на которые я смогу ответить тут же, например, почему ребенок может долго не начинать разговаривать или продолжать писаться в постель, не просыпаясь.
Елена Прудиус, 2013