Так утверждает заслуженный учитель России, директор школы № 93 Александр Родионов. Наш разговор сегодня – о школьной библиотеке.
– Александр Геннадьевич, на каком месте у вас в списке важнейших вопросов стоит школьная библиотека?
– На самом деле, мы – люди из коммунистического прошлого, где, мне кажется, была выверена целая система работы над развитием души, духовности, нравственных качеств человека. Кни-га – основополагающий инструмент, который развивает душу. И речь, и мышление, и участие, и сопереживание – это все книга. Естественно, что в своей деятельности мы эти вопросы ставим на первое место. Об этом говорим, это делаем. Другое дело, удается ли это на все сто процентов. Наверное, нет, поскольку сейчас другое время, другая жизнь, другие источники информации. Иногда общаешься с родителями и говоришь им: «Как же так, весь мир читает Достоевского, а вы не прочитали «Идиота». И слышишь в ответ: «А я фильм посмотрел» или «прочитал три главы из хрестоматии». Эти люди обкрадывают себя и обедняют свою жизнь таким отношением к книгам. Поэтому первое, о чем мы подумали, когда открывали школу, была именно библиотека.
Наша школа сдавалась в 2002 году, когда еще не закончился период безвременья, не было никаких ресурсов для того, чтобы скомплектовать библиотеку. Мы тогда собрали несколько тысяч экземпляров книг сами. Прошло десять лет, библиотека более или менее укомплектована. Она соответствует требованиям сегодняшнего времени. В ней много справочной, информационной литературы, словарей разного толка. А художественная литература – из тех фондов, которые мы формировали методом добровольчества.
– Удовлетворена ли потребность в учебной литературе?
– Заказы ограничены по ресурсам. Если одномоментная потребность в учебниках, условно говоря, рассчитана на 10 миллионов рублей, то нам дают около 200 тысяч на год. Соответственно, по этим возможностям мы и формируем заказы, и они в основном касаются именно учебников. На справочную, художественную, научно-популярную литературу выделяются очень небольшие средства. Это единичные поставки и единичные экземпляры. Например, энциклопедия из десяти томов. За это время мы получили такие книги, по-моему, всего один раз.
– То есть если говорить о соотношении учебной и иной литературы, пропорции разбалансированы?
– Разбалансированы. Государство в основном берет на себя ответственность за обеспечение учебниками, хотя и это тоже сложно решается. Не всем достаются бесплатные. Был период, когда министерство рекомендовало школам очень широкий спектр авторов учебников по одному и тому же предмету. Определяющим в этом выборе был учитель. И в одной школе, для одной параллели заказывали по пять разных учебников. Это приводило к распылению средств. А когда учитель менялся, менялась и программа, учебники становились ненужными. Года четыре назад эта практика вроде бы прекратилась. Круг авторов сузился. Да и мы, имея опыт этой чехарды, регулируем процесс более жестко. Но возникает иная проблема: дети, которые приходят к нам из других школ, учились по учебникам другой линии. Есть много вопросов, которые касаются как раз единого образовательного пространства.
– Сегодня вы уже не практикуете народные сборы?
– Мы подходим к этому избирательно. К сожалению, признаком времени стали целые нераспечатанные издания, которые выносятся в макулатуру. Сегодня книга – нередкий атрибут свалок.
– С ними легко расстаются…
– Очень легко! Нам даже благодарны, что мы забираем у кого-то книги. Мы дифференцируем для себя: что необходимо – оставляем. Часть книг подарили нашей подшефной сельской школе.
– Интересно: у школы – подшефная школа?
– Да. Это Большемикушкин-ская школа Исаклинского района, которую я сам закончил и где был директором школы сразу после окончания вуза. Это был мой первый опыт.
– Что такое библиотека в школе № 93? Это точка книговыдачи, центр гуманитарных программ, открытая единица?
– Светлана Карасева – очень увлеченный человек. Она любит работу в библиотеке. А когда работа в радость, все остальное легко и просто. У нас три точки доступа в Интернет, есть сетевая библиотечная программа Mark, в библиотеке проходят семинары и конкурсы, библиотечные уроки, которые прививают вкус к книге. Это центр развития детей. Выставляем книги у входа в школу. Родители, которые привели ребенка на какую-нибудь секцию или в кружок и коротают время, могут взять книгу и полистать. А если она их заинтересовала, взять ее домой, чтобы потом вернуть в библиотеку.
– Записываете в читатели родителей?
– Да. Я увидел эту систему в одном кафе. Там на открытых полках стоят книги, которые можно взять и почитать. Этот современный формат принят на Западе, и мы его позаимствовали для себя.
– Электронная книга восполняет пробелы в комплектовании? Вам понравилась работа с электронными учебниками?
– Любой прибор не универсален и не идеален. Но практика показала, что этот планшет удобен для чтения, дети охотно скачивают на него литературу. Это радует. У нас дети читают, и это результат определенной политики школы. Можно сказать, что мы побуждаем их к чтению. В условиях, когда в десятом классе по программе отводится всего два часа на литературу, а изучаются такие авторы, как Лев Толстой или Достоевский, без чтения на каникулах было бы невозможно работать на уроке.
– Библиотеке не тесно?
– Она занимает около 100 квадратных метров, и это самое большое помещение, которое можно было под нее приспособить. Библиотека расположена в самом центре школы, на пересечении всех внутренних потоков.
– То есть все пути ведут к книге?
– Да, библиотека – это центр школы. Одной из первых она была оборудована компьютерами, в ней большой объем медиаресурсов, которые библиотекарь использует в своей работе.
– А если помечтать, Александр Геннадьевич, какой должна быть школьная библиотека?
– Если говорить об идеале, она не должна называться старым словом «библиотека».
– Вот как?!
– Да, это должен быть информационно-издательский комплекс, в котором будут все возможные и невозможные ресурсы, уже изобретенные человечеством. Плюс к тому – комплекс должен быть донаполнен ресурсами, созданными самими учителем и учениками. Это могут быть сборники, пособия, иллюстративные материалы, творческие работы ребят. Потому что нет ничего важнее, чем возможность включать педагогов и детей в исследовательскую деятельность, которая дает в итоге какой-то продукт. Не просто так поговорили и забыли, а сделали что-то значительное. И тогда бывший ученик Ваня Иванов в свои сорок пять лет придет в школьную библиотеку и посмотрит на то, что он создал в пятом классе.
Ну и, конечно, в библиотеке должны быть сосредоточены плоды педагогической деятельности: книги, методические пособия, копилка опыта, материализованная в каких-то трудах. У учителя очень ограничена перспектива роста в рамках одного образовательного учреждения. А вот с точки зрения саморазвития перспективы у него безграничны. И такой подход существенно удовлетворил бы педагогов и учеников. Труд имел бы другой смысл, другую мотивацию. Но для создания такого комплекса нужны серьезные вливания, необходимы специалисты, которые будут сопровождать информационные потоки. На самом деле это крайняя необходимость и очень увлекательное дело.
– Вы будете над этим работать?
– Конечно.
Наталья Харитонова
№ 73 (1572) от 27 сентября 2013 года
http://www.vdmst.ru/27-09-2013/19607