Говоря о метафорах, мы представляем себе образы. Что есть образ семьи? Начнем с самых простых вариантов, собственно, и не носящих метафорического характера. Их называют реалистичными изображениями. Почему они нам нужны? - потому что наиболее прямо сообщают нам о реальной ситуации и реальных потребностях авторов рисунков. Далеко ходить не надо, заглянем в детские и взрослые рисунки на тему "Семья". С ними сталкивался каждый, кто хотя бы присутствовал при процессе развития ребенка. И многие взрослые люди садятся рядом с малышом, впервые малюющим семью, чтобы показать ему, как рисовать человечка и что такое семья.
Дети рисуют очень разные семьи, исходя из опыта личной жизни. На рис. внизу нынешняя реальная семья мальчика - он да мама, папа далеко и когда вернется, неизвестно, нескоро еще. Мы видим, что дом с трубой и дымом, в доме достаточно тепла, но лучше оставаться внутри. А снаружи - дерево. Бесполезно опрашивать маленького художника, что значит его дерево. Мы может получить ответа типа: "Просто стоит, нужно, так красиво, у нас во дворе есть дерево", - и что-нибудь еще в таком же духе. Пока мы просто запомним эту деталь.
Здесь можно было бы расположить огромную галерею бесчисленных вариантов детских представлений о семье, но не будем занимать место и время для этого. Я думаю, каждый хоть однажды видел противоположный тип изображения семьи - многолюдной, даже не для всех оказывается достаточно места. Скажем теперь, что на представленном рисунке мы видим мононуклеарную семью, да еще неполную, потому что нет папы. А много людей это семья традиционная, охватывающая самых близких и не самых близких родственников вплоть до седьмой воды на киселе. Вспоминаю рисунок одного дошкольника, на котором он, кроме себя, мамы, брата, бабушки и дедушки, изобразил еще трех мужчин: папу Сашу (родного, как пояснил художник), папу Витю, с которым они жили раньше, и папу Володю, с которым они живут теперь. Не стану затрагивать морально-этический аспект такой семейной жизни, но хочу сказать, что при всем при этом ребенок испытывает потребность в целостном образе его обширной семьи, и, судя по всему, взрослые не пытаются обрезать его картину семейного мира. Как-то они все приспособились к переменам не в ущерб ребенку.
Теперь посмотрим, что рисуют взрослые. Наиболее часто рисуют мамы, папы весьма редко присоединяются к мамам по разным причинам: пребывая в иных средах обитания, будучи сильно занятыми на работе, чтобы прокормить свою семью, или не испытывая доверия к психологии и психологам. Когда же участвуют, как правило, изображают полную свою семью преимущественно нуклеарного характера (без бабушек-дедушек и прочих), подчеркивая потребность а автономии. Надо сказать, что и мамы в большинстве своем изображают свою семью обособленно от прочей родни. Их же дети часто в рисунке отображают более широкий семейный круг, включая в него домашних любимцев - кошек, собак, крыс, птичек и рыбок.
Лично я больше доверяю наивной и глубинной детской потребности в широком круге разнородных элементов, включающем дом и его окрестности.
А теперь перейдем к метафорическим образам. Шаблоном стал образ семьи в виде цветика-семицветика, а его слоганом - результат игры со словом "семья": "семь-я". Ну, семь - не семь, а как бы много разных "Я" в одном контексте. А вот рисунок семьи одной молодой женщины, напоминающий этот шаблон, и вместе с тем радикально от него отличающийся.
Как видно на рис. внизу страницы, это цветик-шестицветик. Почему именно шести, женщина не смогла объяснить. Но это можно попытаться понять с точки зрения сакральной геометрии (о которой художница понятия не имеет). Последняя отрасль науки изучает символы и образы бытия, носящие базовый, изначальный (можно добавить - архетипический), а, значит, священный характер, например, спирали Фибоначчи и спирали на основе принципа золотого сечения, двойной звездный тетраэдрон меркаба, проецирующийся на плоскость в виде шестилучевой звезды Соломона (или Давида). (Внизу иллюстрация из книги Боба Фриселла "Сакральная геометрия")
Если кто-то удосуживался поинтересоваться устройством снежинки, то, наверняка, ознакомился с микрофотографиями снежинок Все они имеют шесть лучей и трехосную симметрию. Это соответствует структуре молекулы воды и льда. Ниже - молекула воды, кристаллическая решетка льда и фото снежинки.
По-видимому, мы имеем дело с принципом природосообразности, стремлением к изначальной гармонии, основанной на физических свойствах окружающего (и составляющего) нас мира. Образы, основанные на трехосной симметрии, кажутся красивыми, почему? Вспомним советского писателя Ивана Ефремова, его определение красоты как высшей степени целесообразности ("Лезвие бритвы"). Можно добавить, что принцип троичности сохраняется и в образе Святой Троицы, и в великом множестве образов окружающего нас мира. Достаточно взглянуть на поперечный срез арбуза или граната, чередование ярусов веток сосны, строение пчелиных сот или центральной части панциря черепахи.. Обратите как-нибудь внимание на этих наших соседей по общей среде обитания, если не сделали этого раньше.
А вот еще одна метафора, которая возвратит нас к самому первому детскому рисунку. Это дерево, или скажем более величественно - древо или Древо Мира. Для многих это метафора рода - с его корнями, стволом, ветвями и листьями, животными, населяющими его и мирами, в которые уходят ветви и корни. Наверное, наиболее известно Древо мира Иггдрасиль. Ниже мы увидим два его изображения.
В представлении древних германцев и скандинавов Древо Мира имело сложное устройство, объединяющее девять миров людей, великанов, эльфов, карликов и усопших. Его населяли различные мифические существа, каждое из которых несло свою функцию по отношению к древу: орел в ветвях, бранящийся с драконом в корнях по имени Нидхегг, белка Ротатоск (или Грызозуб), снующая по стволу вверх и вниз, передающая перебранку от орла к дракону и обратно. Олени, объедающие листву Иггдрасиля, коза Хейдрунн на крыше Вальхаллы, из сосцов которой тек мед для отважных воинов-эйнхериев, павших в боях. Целый мир, в котором каждый элемент по-своему необходим. Древо стоит, пока сохраняется баланс между активностью дракона, подгрызающего корни древа и отвлекающих его орла и белки, а также трех норн, омывающих корни древа целебными водами источника Урд. История, связанная с древом, обширна, включает в себя целую мифологию и германо-скандинавский эпос. Но здесь нам достаточно общего представления о Древе Мира, как одной из метафор семьи и рода. Безусловно, есть и другие образы, ведь и семьи бывают разные, но мы сосредоточимся на функциональном образе древа, который поможет нам более эффективно решать различные проблемы семьи, всех ее членов и отношений с окружающим эйкосом, средой обитания.
Уместно рассмотреть здесь представления о семье с другого конца света. Если Древо Мира родом с запада, то теперь познакомимся с восточным, и вполне современным взглядом. На сей раз будем иметь дело с литературной метафорой из трилогии Кодзи Судзки "Звонок". Впрочем, метафора, которую автор использует в своей книге, пожалуй, не менее древняя, чем Иггдрасиль. Судзуки рассказывает о жизни в семье Каору Футами: отец сильнее сына, но уступает кротости матери. Он пишет о тонком соотношении силы и слабости в семье, где родители любят друг друга и сына, и приводит в качестве иллюстрации этого соотношения старинную китайскую игру «камень-ножницы-бумага», которая в Китае издревле называлась шоушилин, а в Японии - дзянкэн.
«Ситуация, когда все три члена семьи Футами вместе» — так называл Каору свои взаимоотношения с родителями. Совсем как в игре дзянкэн: кто‑то из них троих (отца, матери и Каору) был более сильным, кто‑то — более слабым по отношению к другому. Каору был сильнее матери, но слабее отца, и поэтому, случайно сталкиваясь с необычным поведением отца или слыша его приказания, он всегда терялся. Отец был сильнее сына, он мог поступить по‑хамски, но почему‑то не казался сильнее своей жены. Если настроение у Матико портилось, то он весь менялся в лице и как будто немного съеживался....Однажды отец с довольным видом заметил, что мир в семье поддерживается благодаря тонкому балансу соотношения слабости и силы. Хидэюки с насмешкой описывал отношения в семье, используя всякие старые научные выражения: «хаотическая взаимосвязь», «самоорганизация» и другие. Их собственные стремления были здесь ни при чем: эти необычные отношения создавались сами собой, благодаря смеси всех трех характеров, в постоянной разноголосице».
В эту игру может поиграть вся семья и проверить свое соотношение сил. И посмотреть, насколько эта метафора работает.
Взрослый рисунок семьи.
Детский рисунок семьи
Звезда Соломона
Молекула воды
Кристаллическая решетка льд
Фото снежинки
Древо мира Иггдрасиль
Древо Иггдрасиль, стилизация