Ваш комментарий ВКонтакте |
|
Последние темы | » С наступающим Новым Годом!Вс Дек 31, 2017 8:46 am автор Admin» Кэрол Двек — о том, как похвала влияет на дальнейшее обучение ребёнка Вс Дек 31, 2017 5:58 am автор Admin» Современная молодежь – самое правильное из всех поколений, какие только можно себе представитьСб Дек 30, 2017 8:48 am автор Admin» Ролик о самоопределении подростков, стадности и индивидуальностиСб Дек 23, 2017 4:57 am автор Admin» В России открылась горячая линия для уставших мам Вт Дек 12, 2017 3:53 am автор Admin» Дети, которые изменили мирВт Дек 12, 2017 3:51 am автор Admin» Глава МЧС наградил детей, спасших людей в экстремальных ситуацияхВт Дек 12, 2017 3:34 am автор Admin» Снова на повестке дня детские конкурсы красотыВс Дек 10, 2017 7:44 am автор Admin» Это нужно знать каждому - об использовании подростков наркомафиейВс Дек 10, 2017 7:43 am автор Admin» Как вовремя заметить депрессию подростка Пн Дек 04, 2017 6:54 am автор Admin» Мама, а кто тебе больше важен – отличник, или такой, как я? Пн Ноя 27, 2017 6:33 am автор Admin» Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитиемВс Ноя 26, 2017 7:34 am автор Admin |
Окна сайта | О проекте - Все о детях плюс детская психология
У автора - авторские статьи, заметки, комментарии, рецензии и репортажи о детях и детстве
У автора - вещие сказки, сказочные вещи, сказочные уроки и сказкотерапия
У автора - игры и игровая терапия
Консультация детского психолога в Тольятти
Мир изнутри - глазами детей и подростков
Сопровождение роста и развития ребенка
Здоровье и профилактика его нарушений
Детская безопасность
Витамины детского развития – сказки, игры, творчество
Материал для развивающих занятий
Проблемы, семейные и детские, их решение, психология семейной жизни
Подростки и их родители
Культура в жизни семьи и ребенка
Дошкольные учреждения и ребенок
Школа и наши дети
Ребенок с особыми нуждами, его развитие
События в тольяттинском центре иппотерапии Живой мир
Детским психологам Тольятти
Православная психология семье и детям
|
Поддержка проекта | 410011997758485 - номер Яндекс-кошелька, карта "Маэстро" СБ России - 63900254 9005918833
|
|
| Психомоторное развитие ребенка в игре как реализация целостности развития | |
| | Автор | Сообщение |
---|
Admin Admin
Сообщения : 1166 Дата регистрации : 2011-11-14
| Тема: Психомоторное развитие ребенка в игре как реализация целостности развития Чт Фев 23, 2012 6:28 am | |
| ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ИГРЕ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ ЦЕЛОСТНОСТИ РАЗВИТИЯ Ладыка Екатерина Георгиевна, заведующий,МБУ №116, «Солнечный».
Трудно представить в полном объеме, почему двигательной сфере азвития человека уделяется такое большое внимания, ведь речь идет не только о соматическом благополучии и расширении физических возможностей. В основу понимания данного вопроса следует положить постулат о целостности развития и учесть еще одну переменную - взаимосвязь организма с внешней средой. Поскольку особенности организма есть внутренняя данность, то динамичность жизнедеятельности и жизнеспособности задается характером его взаимодействия с окружающей средой. Мы не можем исключать биологическую единицу из внешнего пространства. Во внешнем пространстве человек функционирует как целостная биолого-психико-социальной единица. Концепцию целостности развития нельзя назвать новой, просто в настоящее время получено множество научных подтверждений данного постулата. Разные сферы развиваются не просто во взаимодействии друг с другом через взаимовлияние или последующую интеграцию, но изначально являются единой системой, где изменение одного элемента системы приводит к качественной перестройке как целостного образования, так и изменению каждого элемента ее составляющего. Психомоторная сфера человека в данной целостной единице выделяется особо, так как она является интегративной по функции ко всем остальным сферам человека, обеспечивающим его жизнедеятельность. Поэтому не сложно будет понять, что зона проблем в двигательной сфере выходит далеко за рамки проблем моторных и общего состояния органического здоровья. Безусловно, можно «идти» по спектру дифференциации областей развития, а можно и универсализировать работу, рассматривая с психомоторными свойствами его центральным ядром. Теоретической и методологической основой подобного подхода являются: положение о высших психических функцияx и зоне ближайшего развития, разработанные Л.С. Выготским в рамках культурно-исторического подхода; теоретическая концепция об уровнях построения и организации движений Н.А. Бернштейна; положения о закономерностях и иерархическом строении мозговой организации высших психических функций в онтогенезе А.Р. Лурии; базовые положения телесно-ориентированной терапии В. Райха и А. Лоуэна; система интегративных психотехник М. Фельденкрайза. Общий же принцип создания развивающих программ выражается в идее «замещающего онтогенеза» Б.А. Архипова, А.В. Семенович. Принцип в упрощенном виде сводим к идее о том, что если в онтогенетическом развитии имеются нарушения, то возможно их нивелировать «опустившись» на исходные уровни развития и заново «отстроив» ступени онтогенеза. Такая возможность задается пластичностью и взаимозаменяемостью всех высших психических функций и входящих в их состав звеньев, а также тем, что низший уровень всегда является определяющим по отношению к высшему, почему собственно он и называется «базовым». Следовательно, качественная его перестройка ведет собой и перестройку высших уровней. Пройдя последовательно во времени ступени онтогенетического развития в психомоторике с замещением сформированных свойств и качеств, мы и получим коррекционный эффект, не устраняя последствия нарушения, а формируя как бы заново целостную систему. Поэтому в качестве дополнения к основной традиционной работе с детьми мы считаем необходимым введение специально подобранных программ по общему психомоторному развитию. Наиболее интересными, на наш взгляд являются комплексы двигательных упражнений, разработанных на основе программ общей психомоторной коррекции «ПСИКОР». Данная система психомоторной коррекции разрабатывалась в период с 1995 по 2000 годы междисциплинарной группой под руководством детского невролога, профессора Архипова Б.А. и детского нейропсихолога Семенович А.В. Она была рассчитана на коррекцию развития детей 5-12 лет на основе синтеза нейропсихологического и телесно-ориентированного подходов. Апробация данной методики проводилась на базе психолого-медико-социальных центров г. Москвы, а затем и на базе массовых образовательных учреждений. Позже с 2004 года психологами Воробьевой Е.А. и Сафроновой Е.В. была разработана и апробирована серия коррекционно-развивающих занятий с детьми. Их лонгитюдные исследования показали, что «целенаправленная проработка телесной сферы ребенка актуализирует мощный ресурс развития и создает потенциал для дальнейшего стабильного и успешного освоения ребенком интеллектуальных программ (педагогических, психологических, логопедических и т.д.)» [1]. Можно с уверенностью сказать, что данная психолого-педагогическая программа, основанная на приоритетном воздействии на психомоторику, решает задачи и общего развития ребенка, чем способствует его лучшей адаптации к жизни. В авторском исполнении данная программа требует согласованных усилий профессионалов разных специальностей: физиологов, невропатологов, психологов и педагогов, нами было решено изучить основные принципы и элементы данной программы с целью создания парциальных, сопроводительных комплексов упражнений с детьми. Очень интересна авторская идея смены способов взаимодействия ребенка с окружающим миром, которая выражает содержание основных этапов онтогенеза телесности: 1 – «Я есть мир», ребенок не дифференцированно вписан в мир, слитно переживая себя с ближним пространством; 2 – «Я есть тело», формируется ощущение собственного тела, с границами и первичной схемой тела; 3 – «Я владею телом», первичное овладение телом и ближайшим пространством через тело, начальная зрительно-моторная координация и чуть позже зрительно-моторный контроль, вслед за которыми возникают зрительно-осязательные ассоциации; 4 – «Я владею пространством», через сенсорно-гностический синтез, формируется осознание своего тела, его возможностей и последствий его действий; 5 – «Я в мире, мир во мне», возврат к единству ощущения с миром, где нет противопоставления, но благодаря рефлексивному плану сознания, возникают новые смысловые системы, благодаря которым недифференцированность превращается в единство. Знание этапов онтогенеза телесности позволяет не просто подходить к психомоторному развитию, как к сменяющим себя стадиям организации движения по уровням управления и включенности в построение движений высших психических функций, но понимать логику психомоторного развития в неразрывной связи с сознанием и самосознанием. Это является, на наш взгляд, существенным дополнением к применению подобного рода программ, реализующим идею целостности развития и делающим процессы психолого-педагогической работы осмысленными для того, кто ее реализует. Кроме того по уровням и этапам происходит смена диадных контактов в партнерском взаимодействии: «беспомощный ребенок», «ребенок, которому требуется помощь и поддержка», «самостоятельно действующий ребенок с пассивным сопровождением». Соответственно онтогенетически меняются и коммуникативные навыки: «Я с собой», «Я-другой», «Я-другие». Для построения развивающих психомоторных программ требуется выделить главные положения системы «ПСИКОР», что поможет избежать нарушения методологии работы. Первичной является идея о целостности человека и уникальности взаимодействия его внутренних составляющих. Далее следует помнить, что целостное развитие человека предполагает постепенное воздействие на части и целое с постоянным отслеживанием точечных воздействий на общее состояние системы. Кроме того, следует помнить о наличии мышечных хронических зажимов при нарушениях любого характера и использовать специальные методы по распусканию мышечного панциря. В работе обязательны компоненты осознанности, варианты которых могут быть различны, начиная от фиксации на собственных ощущениях до образных представлений (принцип психологической метафоризации Вачкова И.В.) и формирования активной жизненной позиции. Прикладной аспект связан с подбором упражнений в соответствии задачам, формам их проведения; определением дозирования и четкой последовательности, структурной распределенностью во времени и пространстве. Предельно обобщив эту часть, можно наметить общие пути организации работы. Сначала основное внимание уделяется телесным ощущениям, их оречевлению, овладению логикой простейших движений. Позже на основе простых движений идет построение более сложных двигательных актов во внешнем пространстве с функцией контроля, разделенной между взрослым и ребенком. В окончании внимание уделяется качеству движения, выделению целей, соединение через организацию внимания в различные зоны деятельности, зона контроля делегируется ребенку. При этом последовательно педагогом реализуются следующие задачи: - повышение и стабилизация энергетического потенциала; - операциональное обеспечение сенсо-моторного взаимодействия с окружающим миром; - развитие произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторных процессов. Понимание принципов работы и методологии подбора психомоторных заданий позволяет значительно повысить эффективность данного рода развивающих программ. В качестве достоверно подтвержденных результатов применения подобных комплексов отмечается выраженное и стабильное повышение у детей общего уровня психической активности, работоспособности и психофизической устойчивости к нагрузкам, появление способности длительно удерживать и распределять внимание, расширение возможности принимать и перерабатывать информацию по каналам различной сенсорной модальности. И что не менее важно, а может быть даже и более с точки зрение адаптации наблюдается значительная оптимизация поведенческой, двигательной и эмоциональной сфер ребенка, что способствует его социальной адаптации. В личностном плане улучшается регуляция эмоциональных состояний, способность контроля и организации поведения, повышается самостоятельность и ответственность.
| |
| | | | Психомоторное развитие ребенка в игре как реализация целостности развития | |
|
Похожие темы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |